Наиболее часто выявляемые нарушения:
1.Необоснованное отклонение заявки:
Пример: Согласно жалобе, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка заявителя была признана несоответствующей требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ№44, а так же приложению к извещению. Основанием принятого решения указано, что по позиции 3 указан к поставке товар одного производителя, а по позиции 4 указан товар другого производителя, что недопустимо согласно постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2010г. № 1230.
В составе второй части заявитель прилагает копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия. На товар по позиции 3 «Набор реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита С» прилагает регистрационное удостоверение, согласно которому производителем товара является ООО «Компания Алкор Био». На товар по позиции 4 «Набор реагентов для иммуноферментного подтверждения наличия иммуноглобулинов классов G и М к вирусу гепатита С» прилагает регистрационное удостоверение, согласно которому производителем товара является ЗАО «Вектор-Бест». Требование о том, что товары по позициям 3 и 4 технического задания в обязательном порядке должны быть одного производителя (с обоснованием такого требования), в документации об аукционе не содержалось.
Заказчиком не были представлены доказательства подтверждающие необходимость поставки товаров по позициям 3 и 4 одного производителя.
Выдано предписание об устранении нарушений (допустить заявителя), в действиях комиссии выявлены признаки состава КоАП.
2.Утверждение документации об аукционе в устаревшей редакции закона
Пример: Поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.
Требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотренное в п.11 информационной карты документации об аукционе не соответствуют действующей редакции ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Внеплановой проверкой выявлено нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении нарушений, в действиях заказчика выявлены признаки состава КоАП.
3.Включение в состав аукциона (лота) товары которое предусмотрены в НПА и не предусмотренные в НПА.
Пример: В УФАС по КБР поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки изделий медицинского назначения.
Согласно п.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2(2) Постановления №102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия включенные в перечень и не включенные в него.
Как предусмотрено п.3 Приказа №126н для целей применения Приказа №126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении к Приказу №126н и не указанные в нем.
Согласно приложению 1 Требования товарам документации об электронном аукционе, заказчиком приобретаются перечень товаров, состоящий из 238 позиций.
Тем самым, заказчик, объединив позиции, подпадающие под перечень содержащейся в Постановлении №102 и в Приказе №126н и не включенные в них, допускает нарушение ч.5 ст.33, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, п.2(2) Постановления №102 и п.3 Приказа №126н.
ФЗ№69 от 01.05.2019г.
В Законе N44-ФЗ в отношении закупок услуг по организации детского отдыха и оздоровления осталась возможность провести конкурс с ограниченным участием в электронной форме или закупить услуги без предъявления дополнительных требований - провести котировки или заключить договор с единственным поставщиком.
Новые правила заработали уже с 1 мая.
ФЗ№70 от 01.05.2019г.
Закупки на подаренные деньги можно будет провести по Закону N 223-ФЗ. Такая возможность предусмотрена для закупок за счет средств, полученных в дар, в том числе в качестве пожертвования, и по завещанию.
До 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, если хотят уже в этом году проводить такие закупки по Закону N 223-ФЗ.
При осуществлении закупки в соответствии с п. 2 ч.2 ст.56, п.2 ч.2 ст. 56.1, п.3 ч.2 ст.84 ФЗ№44 в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
Заказчик сможет включить в контракт условие о личном исполнении обязательств, если будет проводить закупки по
п. 2 ч. 2 ст. 56 - выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда
п. 2 ч. 2 ст. 56.1 - выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда
п. 3 ч. 2 ст. 84 заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика (далее - ЕП) по п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ№44. Организации культуры и другие заказчики, перечисленные в вышеуказанном пункте Закона, смогут заключать контракт с ЕП на сумму до 600 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок
- не более 5 млн. руб.;
- не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн. руб.
ФЗ№71 от 01.05.2019г.
- устанавливается, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения только планов-графиков, а планы закупок отменены (ст.21 утратит силу).
- предусматривается ведение оператором электронной площадки реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Ст.24.2;
- с 10 дней до 1 дня сокращается обязательный интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке;
-ст.33 документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется
-ст.34 в части определения штрафов и пеней изменяется (пеня в виде одной трехсотой)
-ст.34 срок возврата заказчиком денежных средств не должен превышать 30 дней с даты обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 ФЗ44, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Ст.37 - выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 ст.37, не допускается;
Ст.63 короткие аукционы для сумм до 300 миллионов руб. либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 миллиардов руб.
Ст.66 подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ№44 установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с ч.13 ст.24.2 ФЗ№44 оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Ст.66 Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 ФЗ№44 проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).";
Ст.67 срок рассмотрения не 7 дней, а 3 рабочих дня.
Ст.68 электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 ФЗ№44 проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Ст.93 вместо 100 тыс.руб. на 300 тыс.руб.
Ст.93 извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется
Ст.96 Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ№44, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 ФЗ№44, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Ст.104 срок рассмотрения обращения о включении в РНП 5 дня.
Ст.105 срок обжалования 5 дней