Контрольно-надзорная деятельность УФАС России по КБР
17 сентября 2019, 20:20
Тип документа:
Доклады

Одним из мероприятий, направленных на профилактическую работу контрольно-надзорных органов, являются публичные обсуждения деятельности с рассмотрением вопросов «какие нарушения выявляются контрольно-надзорными органами» и «как должно быть, чтобы нарушения не допускались впредь». Цель нашей встречи по-прежнему - повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего антимонопольного законодательства, законодательства о торгах и рекламного законодательства.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР проводится очередное мероприятие «Публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности УФАС по КБР» в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», в соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений на календарный год.

В 2019 году введено новшество, согласно которому будут проводиться два очных заседания публичных обсуждений и два заочных: в марте этого года Управление уже организовало и провело заочное публичное обсуждение деятельности посредством использования Интернет связи.

Уведомление заинтересованных лиц о проведении Кабардино-Балкарским УФАС России публичных обсуждений размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в социальных сетях Управления. Приглашения принять участие в проводимых публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности Управлением направлено более 100 заинтересованным организациям и учреждениям. Кроме того, доступ на публичные обсуждения является открытым, в связи с чем, мы рады видеть всех, изъявивших желание присутствовать на данном мероприятии.

 

О Национальном плане развития конкуренции

 

Прежде чем перейти к основным направлениям деятельности Управления вкратце расскажу о реализации мероприятий, указанных в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В Кабардино-Балкарской Республике активно ведется работа по развитию конкуренции, реализации целей Нацплана, дорожной карты и стратегии развития конкуренции.

31 августа 2018 года заключено Соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Кабардино-Балкарской Республикой 

Распоряжением Главы Кабардино-Балкарской Республики утвержден перечень из 14 приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике, в отношении которых в «дорожной карте» актуализированы мероприятия по достижению установленных значений целевых показателей, созданию условий для развития конкуренции и снижения доли государственного сектора.

При Главе Кабардино-Балкарской Республики создан Совет по содействию развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике, заседания которого проводятся минимум два раза в год.

Управлением, в целях содействия развитию конкуренции в субъекте РФ утвержден План по содействию внедрению Стандарта развития конкуренции в 2018 году, с учетом положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 гг.

Указанный план предусматривает в том числе, проведение оценки конкурентной среды на 14-ти приоритетных и социально значимых рынках Кабардино-Балкарской Республики, определенных Стандартом.

Так, в 2018 году была дана оценка состоянию конкуренции на следующих товарных рынках:

- Рынок услуг дошкольного образования.

- Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.

- Рынок услуг дополнительного образования детей.

- Рынок медицинских услуг.

- Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Рынок услуг в сфере культуры.

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.

- Рынок розничной торговли.

- Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.

- Рынок услуг связи.

- Рынок услуг социального обслуживания населения.

- Рынок строительства жилья.

- Рынок туристских услуг.

- Рынок сельскохозяйственной отрасли.

Распоряжением Главы Кабардино-Балкарской Республики утвержден План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в КБР на 2018-2020 годы.

Кроме того, в нашем регионе выбрано 33 ключевых показателя, рекомендованных ФАС России в различных сферах экономики, имеющих актуальное значение для КБР.

С Правительством КБР в указанном направлении осуществляется постоянное взаимодействие: представители Управления принимают участие в заседаниях Правительства КБР и выступает по вопросам, связанным с развитием конкуренции в регионе, проводятся совместные совещания с уполномоченным органом в сфере развития конкуренции в регионе - Министерством экономического развития КБР.

17 сентября 2018 года в Доме Правительства КБР под председательством Первого заместителя Председателя Правительства КБР М.А. Керефова состоялось заседание Совета при Главе КБР по содействию развитию конкуренции, на котором были рассмотрены  вопросы  по исполнению мероприятий, включенных в перечень поручений Президента РФ от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС по итогам состоявшегося 5 апреля 2018 года заседания Государственного совета РФ по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов РФ по содействию развитию конкуренции, в том числе на заседании был одобрен план мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции в КБР.

На заседании Совета при Главе КБР по содействию развитию конкуренции были даны разъяснения антимонопольного органа по внедрению комплаенса и принятию конкретных мер в данном направлении.

В марте 2019 года также  я выступил с докладом на Государственном совете по содействию развития конкуренции в КБР.

Первые практические эффекты от реализации положений стратегических документов

В целях реализации Национального плана развития конкуренции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено внедрить единый подход к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса), в том числе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо было  обеспечить до 1 января 2019 г. внесение изменений в положения об органах власти субъектов РФ, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции, а также  принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы антимонопольного комплаенса - системы нормативных правовых актов, предупреждающих антимонопольные нарушения.

Указанные вопросы были предметом обсуждения на семинаре-совещании, организованном Управлением ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике по поручению руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. 28 февраля 2019 года в Доме Правительства Кабардино-Балкарской Республики Управление ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике совместно с Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики провело совещание для представителей органов исполнительной власти региона, которые были назначены ответственными за работу по организации и внедрению системы антимонопольного комплаенса в представляемых ведомствах. На семинаре-совещании также присутствовали представители руководства органов местного самоуправления республики.

По итогам семинара-совещания органам исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики даны рекомендации по единообразной практике внедрения антимонопольного комплаенса в своей работе, а также внесено предложение о внедрении антимонопольного комплаенса в системе органов местного самоуправления республики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Кабардино-Балкарской Республике создана система антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти. Совместная работа по реализации дальнейших положений продолжается.

Функции и полномочия Управления

 

Для лиц впервые присутствующих на проводимом мероприятии кратко расскажу, чем занимается УФАС России по КБР.

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы.

Управление осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

Деятельность Кабардино-Балкарского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг в КБР, в том числе сбалансированности их качества и цены. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

 

Полномочия и функции ФАС содержатся в нескольких нормативных актах,

в том числе:

 

 Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 №135-ФЗ).

 Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, Закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

 Осуществление надзора при проведении государственных закупок (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

 Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

 Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Во исполнение возложенных полномочий Управление имеет право на: -  возбуждение и рассмотрение дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства;

- выдачу предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции;

- выдачу органам власти (исполнительным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам) предупреждений, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции;

-  возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обращение с иском в арбитражные суды, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.

- проверку соблюдения антимонопольного законодательства всеми предприятиями, организациями, юр. и физ. лицами

- а также иные полномочия, указанные в нормативных актах.

 

Сфера контроля антимонопольного законодательства

Основным направлением деятельности Управления является антимонопольный контроль.

Федеральным законом «О защите конкуренции» установлены запреты на: злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, на недобросовестную конкуренцию, а также запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.

 

Общие сведения

2 квартал 2018

 

2 квартал 2019

Ст. 10

Ст. 11

Ст. 14.1-14.8

Ст 15

Ст 17

Ст. 17.1

Ст. 10

Ст11

Ст. 14.1-14.8

Ст.  15

Ст. 17

Ст. 17.1

1

Рассмотрено заявлений

2

-

-

1

5

4

2

1

1

1

3

-

2

Вынесено Решений

1

-

-

1

3

1

-

-

-

-

-

-

3

Выдано Предписаний

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

Согласно статистике Управления, по сравнению с 2 кварталом 2018 года, во 2 квартале 2019 года общее количество обращений и соответственно количество рассмотренных заявлений в порядке статей 10, 11, 14.1-14.8, 15, 17, 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» снизилось, но необходимо учесть тот фактор, что мы рассматриваем неполный период второго квартала 2019 года, в связи с требованиями, введенными на федеральном уровне публичные обсуждения за период 2 квартала должны быть проведены до 15 мая.

За рассматриваемый период 2019 года было рассмотрено 2 дела (статья 10 ФЗ «О защите конкуренции») о неправомерности действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующе положение на соответствующих товарных рынках.

Указанные дела были возбуждены в отношении незаконных действий ресурсоснабжающих организаций. По результатам обобщения практики выявляемых Управлением нарушений со стороны ресурсоснабжающих организаций можно выделить следующие типовые нарушения:

  • несоблюдение требований к процедуре проверки систем учета (проверки без уведомлений и в отсутствие уполномоченных лиц);

  • составление актов о безучетном потреблении при отсутствии доказательств вмешательства потребителя в работу систем учета (нарушения «под пломбой»);

  • незаконное увеличение объемов и стоимости безучетного потребления;

  • принуждение к оплате оспариваемой стоимости безучетного потребления, путем инициирования режима ограничения потребления.  

Также по результатам рассмотрения одного дела о нарушении антимонопольного законодательства двум хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, выданы предупреждения, которые исполнены в полном объеме.

 

 

Практика применения статьи 15 Закона о защите конкуренции

Одной из наиболее важных сфер антимонопольного контроля является выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти в связи с тем, что указанные нарушения могут негативно влиять как на экономику республики, так и приводить к отрицательным последствиям для всего общества в целом – исключая возможность наличия честной конкуренции.

 Во втором квартале 2019-го года рассмотрено 1 заявление о нарушении органом власти антимонопольного законодательства в части осуществления действий, которые могли привести к устранению конкуренции (статья 15 ФЗ «О защите конкуренции»), по результатам рассмотрения выдано предупреждение

По сравнению с 2017-2018 годом снизилось количество возбужденных дел по статье 15 Закона о защите конкуренции. Указанный факт связан в первую очередь с возможностью с 05.01.2016 года выдавать предупреждения при обнаружении в действиях лица признаков нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Наблюдается положительное влияние института предупреждения на действия органов власти и местного самоуправления.

Снижение числа выявленных нарушений в отношении органов власти, органов местного самоуправления при принятии актов и действий, ограничивающих конкуренцию, также объясняется эффективной работой в предыдущий период, освещением контрольной деятельности антимонопольного органа в средствах массовой информации, адвокатированием конкуренции, в том числе, как среди субъектов предпринимательской деятельности, так и органов власти. Неотвратимость применения мер административной ответственности в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, допускающих нарушение антимонопольного законодательства, является также финансовой либо моральной мотивацией к соблюдению антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

Практика применения статьи 17 Закона о защите конкуренции

Указанная статья регламентирует антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений:

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Данные перечень можно продолжать, в силу закона он не является исчерпывающим.

Указанные положения распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

         Нарушение правил, установленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными.

  Управлением в отчетном периоде рассмотрено 3 заявления по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите, суть которых заключается в отсутствии в извещении о проведении торгов обязательных сведений, предусмотренных законом.

 

Необходимо отметить, что нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения дел в порядке статьи 17 и нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения обращений в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции схожи по своему составу, поэтому анализ нарушений, выявляемых при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции относится и к статье 17 Закона о защите конкуренции.

 

Нарушения в сфере контроля торгов, осуществляемого в рамках статьи 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Общие сведения  по жалобам в рамках статьи 18.1

2 квартал 2018

2 квартал 2019

1

Рассмотрено жалоб

12

4

2

Признано обоснованными

3

3

3

Признано необоснованными

9

1

4

Выдано Предписаний

3

3

5

Возвращено

-

-

6

Отозвано

3

-

7

Оставлено без рассмотрения

-

-

 

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов;

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах;

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством;

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований;

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах;

- нарушение порядка определения победителей торгов.

        Не всеми организаторами торгов соблюдаются требования по установлению и доведению до сведений потенциальных участников торгов порядка (процедуры) проведения аукциона по земельным участкам, что образует самостоятельное нарушение антимонопольного законодательства.

Пример:

На основании проверки, проведенной по жалобе в отношении организатора земельного аукциона, Комиссия Управления установила, что организатор торгов допустил нарушение требований по обнародованию извещения, в частности, информационное сообщение о проведении земельного аукциона было опубликовано в печатном издании в сокращенном виде – оно не содержало порядок проведения аукциона и форму заявки на участие в аукционе, что повлекло выдачу Управлением предписания о необходимости дополнения извещения недостающими сведениями. Очевидно, что основной целью обнародования извещения является информирование о проводимых торгах тех групп населения, которые не имеют доступа к сети Интернет и, соответственно, к официальному сайту torgi.gov.ru, на котором размещаются извещения. Поэтому, напоминаем о необходимости строгого соблюдения, установленного нормативными правовыми актами порядка проведения торгов, в том числе порядка доведения до сведения неопределенного круга лиц информации о проводимых торгах.

        За рассматриваемый период статистику дел, рассматриваемых в порядке статьи 18.1 пополнили дела о нарушении организации и порядка торгов, проводимых в соответствии с законодательством о банкротстве.

Пример:

В Кабардино-Балкарское УАС России обратился гражданин с жалобой на действия арбитражного управляющего, который незаконно отменил торги по реализации имущества банкрота.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Кабардино-Балкарского УАС России установлено, что арбитражный управляющий организовал торги посредством публичного предложения по продаже имущества должника-банкрота.

Для участия в торгах поступили 2 заявки, в том числе от заявителя, который своевременно внес задаток. Однако, организатор торгов не стал рассматривать поданные заявки и определять победителя, а отменил торги, сославшись на допущенные в тексте извещения недочеты.

Проанализировав доводы сторон и положения действующего законодательства, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к выводу о том, что организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. В рассмотренном же случае торги были отменены уже после регистрации заявок, в связи с чем действия организатора торгов признаны незаконными.

Кроме того, выявлено, что организатор торгов не возвратил внесенный заявителем задаток, что послужило основанием для выдачи организатору торгов соответствующего предписания.

В отношении организатора торгов возбуждено дело об административном правонарушении.

Практики применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

 

Во 2 квартале 2019 года заявлений о нарушении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не поступало и решений не выносилось.

 

        Нарушения в сфере контроля рекламного законодательства

 

Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции является не менее важным направлением деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России.

Общие сведения

2 квартал 2018

2 квартал 2019

1

Рассмотрено заявлений

5

6

2

Рассмотрено дел

12

5

3

Вынесено Решений

12

5

4

Выдано Предписаний

11

5

5

Выдано Постановлений 

6

2

 

 

За период 2 квартала 2019 года в Управление поступило и было рассмотрено 6 заявлений, в которых указывалось на факты наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

По итогам рассмотренных дел, выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений и рассмотрено 2 административных дела с вынесением соответствующих постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Также за консультативной помощью в Кабардино-Балкарское УФАС России за рассматриваемый период поступали обращения граждан и хозяйствующих субъектов относительно:

-признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, содержащей некорректное сравнение объекта рекламирования с другими товарами);

-признаков нарушения части 3 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования);

-признаков нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе (неэтичная реклама);

-признаков нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе (распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об объекте рекламирования);

-признаков нарушения статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг).

Таким образом, нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица, предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

  • распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.

- незаконная реклама пива, алкогольной продукции, табака.

Примеры:   

1.  Управлением была рассмотрена реклама по распространению незаконной СМС-рекламы.

        В конце 2018г. в Управление поступило заявление гражданина о том, что он получил СМС-рекламу одного из коммерческих банков, на получение которой он не давал согласие.

           Управлением было возбуждено дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.   

           В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе: «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

           В ходе рассмотрения дела была установлена «цепочка» посредников, через которых была направлена реклама заявителю от коммерческого банка. 

           По итогам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, а также в ходе административного производства по данному делу, коммерческий банк не представил доказательства согласия заявителя на получение СМС-рекламы от данного банка.

            По результатам административного производства в отношении коммерческого банка применены меры административной ответственности: назначен административный штраф в размере 100 тысяч рублей. Штраф в настоящее время оплачен коммерческим банком.

 

       2. Также рассмотрено заявление Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о том, что микрокредитная компания в г. Нальчике распространяет рекламу с нарушением части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

  В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Микрокредитная компания в своей рекламе указала только одно условие, влияющее на полную стоимость займа, не указав иные условия, влияющие на полную стоимость займа, что является нарушением Закона о рекламе.

         Соответственно по итогам рассмотрения дела в отношении микрокредитной компании было выдано решение о признании микрокредитной компании нарушившей         законодательство о рекламе и предписание о прекращении нарушения.

          Микрокредитная компания изменила свою рекламу и тем самым устранила нарушение закона о рекламе.

           Кроме того, в отношении сотрудника микрокредитной компании допустившей нарушение было возбуждено административное производство и выдано предупреждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения в сфере законодательства о закупках

 

Статистика по 44-ФЗ:

 

Общие сведения по жалобам

 2 квартал 2018 год

2 квартал 2019г.

1

Поступило жалоб

89

35

2

Признанно обоснованными

19

6

3

Признанно необоснованными

39

6

4

Выдано предписаний

17

5

5

Возвращено

26

22

6

Отозвано

5

1

 

Общие сведения по плановым проверкам

 2 квартал 2018 год

2 квартал 2019г.

1

Всего проведено

1

0

2

Проверено закупок

186

0

3

Закупки с нарушениями

154

0

 

Общие сведения по внеплановым проверкам

 2 квартал 2018 год

2 квартал 2019г.

1

Всего проверок

17

14

2

Проверено закупок

121

64

3

Закупки с нарушениями

9

157

 

Общие сведения по административным делам

 2 квартал 2018 год

2 квартал 2019г.

1

Вынесено постановлений

38

11

2

Наложено штрафов на сумму

 

457 000

88 000

3

Взыскано штрафов

 

103 000

30 000

 

 

 

Статистика по 223-ФЗ:

Общие сведения по жалобам

 2 квартал 2019 год

1

Поступило жалоб

4

2

Признанно обоснованными

2

3

Признанно необоснованными

1

4

Выдано предписаний

1

5

Возвращено

0

6

Отозвано

0

 

Общие сведения по административным делам

 2 квартал 2019 год

1

Вынесено постановлений

8

2

Наложено штрафов на сумму

320 000

3

Взыскано штрафов

0

 

 

Наиболее часто выявляемые нарушения в сфере закупок:

 

1.Необоснованное отклонение заявки:

Пример: Согласно жалобе, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка заявителя была признана несоответствующей требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ№44, а также приложению к извещению. В качестве основания принятого решения написано, что по позиции 3 указан к поставке товар одного производителя, а по позиции 4 указан товар другого производителя, что недопустимо согласно постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2010г. № 1230.

В составе второй части заявитель прилагает копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия. На товар по позиции 3 «Набор реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита С» прилагает регистрационное удостоверение, согласно которому производителем товара является ООО «Компания Алкор Био». На товар по позиции 4 «Набор реагентов для иммуноферментного подтверждения наличия иммуноглобулинов классов G и М к вирусу гепатита С» прилагает регистрационное удостоверение, согласно которому производителем товара является ЗАО «Вектор-Бест». Требования о том, что товары по позициям 3 и 4 технического задания в обязательном порядке должны быть одного производителя (с обоснованием такого требования), в документации об аукционе не содержалось.

Заказчиком не были представлены доказательства, подтверждающие необходимость поставки товаров по позициям 3 и 4 одного производителя.

По итогам рассмотрения жалобы Управлением выдано предписание об устранении нарушений (допустить заявителя), в действиях комиссии выявлены признаки состава КоАП.

 

2.Утверждение документации об аукционе в соответствии с устаревшей редакцией закона  

Пример: Поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.

Требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе, предусмотренные в пункте 11 информационной карты документации об аукционе не соответствуют действующей редакции части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Внеплановой проверкой выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении нарушений, в действиях заказчика выявлены признаки состава КоАП.

 

3. Включение в состав аукциона (лота) товара, запрещенного в допуске для продажи на территории РФ в соответствии с действующим законодательством

 

Пример: В УФАС по КБР поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки изделий медицинского назначения.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

  В соответствии с пунктом 2 Постановления №102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.

Как предусмотрено пунктом 3 Приказа №126н для целей применения Приказа №126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении к Приказу №126н и не указанные в нем.

Согласно приложению 1 Требования товарам документации об электронном аукционе, заказчиком приобретаются перечень товаров, состоящий из 238 позиций.

Тем самым, заказчик, объединив позиции, подпадающие под перечень содержащейся в Постановлении №102, в Приказе №126н и не включенные в них, допускает нарушение части 5 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления №102 и пункта 3 Приказа №126н.

По итогам рассмотрения выданы решение и предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Кроме контрольной и надзорной деятельности, Управлением проводится много мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в рассмотренных сферах.

 

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

 

Представители Управления участвуют на постоянной основе в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР по:

  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе,

- по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики,

 - защите прав предпринимателей.

Во втором квартале принято участие в 2 -х заседаниях указанных рабочих групп.

Во исполнение требований о внедрении антимонопольного комплаенса и стандарта развития конкуренции в регионе проводится тесное взаимодействие Управления с Министерством экономического развития КБР.

Осуществляется постоянное участие в работе совещаний Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР.

 

Проводится научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова; в качестве практических занятий студенты посещают заседания Комиссий Управления по рассмотрению дел о нарушениях профильного законодательства.

 

Также во втором квартале 2019 в Ялте прошло Расширенное совещание ФАС России.

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, закона о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

Продолжает работу «горячая линия» и интерактивная форма обращения «Обратная связь» на сайте территориального антимонопольного органа.

Проведены пресс-конференция Руководителя Управления, брифинг заместителя руководителя Управления, дано несколько интервью по направлениям деятельности Управления.

 

 

Таков краткий отчет о правоприменительной практике Управления

 

Следующее публичное обсуждение правоприменительной деятельности Управления  состоится 17 сентября 2019 года в заочной форме.

 

Еще раз напомню, что вся информация о проведенных, и планируемых к проведению публичных мероприятий размещается на сайте нашего Управления.

Наверх