"Разъяснения по отсрочке арендной платы" - доклад заместителя руководителя Управления ФАС России по КБР Анна Кумаховой
14 мая 2020, 16:13
Тип документа:
Доклады

Разъяснения по отсрочке арендной  платы

 

Доклад заместителя руководителя Управления ФАС России по КБР А.В. Кумаховой

 

 

  1. Порядок применения норм о предоставлении малому и среднему бизнесу отсрочки по арендным платежам органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Вступили в силу ряд НПА, предусматривающих новые меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с эпидемией коронавируса.

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут заключить допсоглашения к договорам аренды госимущества, предусматривающие отсрочку уплаты арендных платежей.

По договорам, которые заключались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645, Росимуществу и федеральным органам исполнительной власти необходимо сделать следующее:

- в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу распоряжения (19 марта) уведомить СМСП о возможности заключить допсоглашение об отсрочке внесения арендной платы;

- в течение трех рабочих дней со дня обращения СМСП заключить допсоглашение, предусмотрев в нем внесение арендной платы за 2020 год равными частями в 2021 году.

По договорам аренды имущества, в отношении которого не действует указанное постановление, также будут заключать допсоглашения. Это должны сделать федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся госпредприятия и госучреждения

Арендные каникулы или возможность получить отсрочку или освобождение от уплаты арендной платы при аренде федерального имущества предусмотрена правительственным распоряжением. Аналогичные меры рекомендовано реализовать регионам и муниципалитетам.

Правительство КБР также распоряжением от 21.04.2020 года  № 192-рп определило порядок заключения дополнительных соглашений:

Так, Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства до 18 марта 2020 г. в течение 5 рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в утвержденных Правительством Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики перечнях отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечить заключение дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку уплаты арендной платы, срок внесения которой предусмотрен в период с 19 марта по 1 октября 2020 г., и ее уплату поэтапно равными платежами при соблюдении иных условий предоставления отсрочки, определенных требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439.

Федеральная антимонопольная служба подготовила разъяснения о возможности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, заключенным по итогам торгов с субъектами малого и среднего предпринимательства:

«Разъяснения ФАС России от 31.03.2020 № СП/26119-ПР/20 о предоставлении субъектами малого и среднего предпринимательства отсрочки внесения платы за аренду государственного или муниципального недвижимого имущества, которая предоставляется в целях исполнения Распоряжения № 670-р в рамках оказания мер поддержки данным субъектам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

 При этом для установления нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, действия (акты) органа власти должны не соответствовать закону и негативно влиять на конкуренцию на товарном рынке, затронутом такими действиями (актами).

Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, в том числе по основаниям, установленным законом, а также по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Пунктом 1 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В рассматриваемой ситуации к таким существенным обстоятельствам может быть отнесено ухудшение ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение пункта 3.6 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации, принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 № 670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Распоряжение № 670-р), в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные предприятия и государственные учреждения, указано принять меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, путем заключения по соглашению сторон дополнительных соглашений к договорам аренды имущества, не включенного в перечень, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

Таким образом, заключение дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества, заключенным по результатам проведения торгов, с лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, предусматривающим предоставление таким субъектам отсрочки внесения арендной платы, в целях исполнения Распоряжения №670- р, не является нарушением антимонопольного законодательства и не содержит признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Вместе с тем, поскольку реализация мер в рамках исполнения Распоряжения №670-р путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества с лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и предусматривающих предоставление таким субъектам отсрочки внесения арендной платы, осуществляется в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и не направлена на предоставление каких-либо преимуществ отдельных хозяйствующим субъектам, то такие действия не могут быть признаны преференцией в понимании Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, заключение с субъектами МСП дополнительных соглашений к договорам аренды государственного или муниципального недвижимого имущества об отсрочке внесения арендной платы не является нарушением антимонопольного законодательства и не содержит признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, заключение таких дополнительных соглашений не может быть признано преференцией, поскольку такие действия распространяются не в отношении отдельных субъектов, а осуществляется в целях поддержки всех субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

  1. Новый Национальный план развития конкуренции разрабатывается с учетом изменений в экономике, вызванных COVID-19.

В ФАС России с участием членов Общественного совета обсуждаются концепция и ход работы над проектом Национального плана развития конкуренции 2021-2025 гг.

В частности, по результатам рассмотрения предложений членов Общественного совета, высказанных на площадке Общественной палаты РФ, проект нового Национального плана был дополнен комплексом мер, направленных на недопущение увеличения налоговой нагрузки на субъекты МСП, и обеспечение стабильности кадастровой стоимости в отношении тех объектов, которые ими приобретаются.

Кроме того, проект дополнен мероприятиями, направленными на развитие нестационарной торговли, а также кооперативов, создаваемых для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, оказание других услуг) субъектами малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей.

Внесено положение о необходимости разработки проекта федерального закона, предусматривающего предоставление малым предприятиям торговли права объединяться в торгово-закупочные союзы путем нормативно-правового регулирования отношений хозяйствующих субъектов - конкурентов, приобретающих товары на одном товарном рынке.

Приложенные файлы
Доклад_А._В._Кумаховой-1589461998.docx (20,5 КБ)
Наверх