О типовых нарушениях и правоприменительной практике Кабардино-Балкарского Управления ФАС России в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе
11 декабря 2019, 16:49
Тип документа:
Доклады

По вопросу, подлежит ли отклонению заявка участника в случае неуказания товарного знака  

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ№44 документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. 

В соответствии с ФЗ№44 в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. 

В соответствии с положениями ст.1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. 

При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства. 

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции. 

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"  указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг. 

Таким образом, Закон о стандартизации и Закон о техническом регулировании не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию. 

При этом, если заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии показателей поставляемого товара требованиям, установленным ГОСТ, то товар, предлагаемый участником закупки, должен соответствовать требованиям ГОСТа. 

Вместе с тем, ГОСТ устанавливает требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара. 

Таким образом, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара. 

С учетом изложенного, в случае если заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара и в документации о закупке устанавливает требование о соответствии такого товара конкретному ГОСТу, то участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями ст.66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, которые также должны соответствовать ГОСТу. 

Таким образом, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в документации о закупке. 

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что часть ГОСТов применяется производителями добровольно, ГОСТы не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как в соответствии с положениями ГК РФ регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя. 

На основании изложенного, неправомерно отклонять заявку, в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак. 

  

По вопросу возможности учета договоров субподряда в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям о наличии опыта работы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 

Договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99. 

Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2019 N 301-ЭС19-11536 по делу N А43-21355/2018 - законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ исключительно договорами генерального подряда. 

 

Пример: поступила жалоба заявителя на действия заказчика. Заказчик установил требование - опыт работ в размере 95 % НМЦК. 

При осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг путем проведения аукциона устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с ПП № 99. 

Положение ПП№99 касаемо опыта работ (ранее исполненного контракта (договора) в виде не менее 40 % начальной (максимальной) цены контракта), предполагает наличие у участника опыта, в размере указанном в ПП №99, иное толкование положений ПП №99 означает невозможность реализации права участника на участие в закупке и приведет к тому, что применение положений ПП №99 встает в непосредственную зависимость от действий заказчика. 

Комиссией также установила, что в документации об аукционе в нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация содержит неправомерное требование о предоставление в составе второй части заявки документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе. 

 

Пример: Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО «указывается, что заказчиком установлены избыточные требования к объекту закупки, обязывающие участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара. Соответствующие излишние требования к товару, предлагаемому к использованию при выполнении работ, нарушают требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. 

П.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.16 и 16.1 ст.34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований п.п.1 - 3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. 

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ). 

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. 

При этом, согласно ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. 

В соответствии с ч.12.2 ст.48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч.1 ст.8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. 

В соответствии с п.4 ч.13 ст.48 ГрК РФ проектная документация должна включать раздел «смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). 

В соответствии с п.1 ч.3.3 ст.49 ГрК РФ проектная документация подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке сметной стоимости. 

Таким образом, в соответствии с ГрК РФ при проведении капитального ремонта за счет бюджетных средств документация о закупке должна содержать в себе проектную документацию с разделом «смета на капитальный ремонт». 

Соответственно, капитальный ремонт объекта капитального строительства, финансируемый с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на основании, в том числе сметы, являющейся частью проектной документации. 

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является капитальный ремонт помещений. 

В силу ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). 

Однако, в нарушение ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе в разделе III «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит помимо согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, указание конкретных показателей товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак              (при наличии). 

 

Пример: Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, чем ущемляет права и законные интересы ООО в сфере предпринимательской деятельности, а именно, заказчик не предусматривает предоставление участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки; в проекте контракта не установлен идентификационный код закупки; отсутствует условие о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией и условие, что у участника закупки отсутствуют ограничения для участия в закупках. 

Согласно ч.2 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. 

Ст.64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  

Таким образом, в ст.64 Закона о контрактной системе не содержится требование об установлении в документации об аукционе информации о способе обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, в связи с чем довод заявителя не соответствует нормам Закона о контрактной системе, иное толкование противоречило бы положением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 

Согласно ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. 

Идентификационный код закупки по электронному аукциону указан в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе. 

 При этом, Закон о контрактной системе и Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015г. №422 не содержат указаний на существенность условия об идентификационном коде закупки в контракте, что также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2018 №Ф08-3330/2018 по делу №А53-32035/2017, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2018 №Ф08-1005/2018 по делу №А32-21834/2017. 

Федеральным законом от 13.07.2015 №227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст.31 Закона о контрактной системе дополнена п.10, в частности, участник закупки не является офшорной компанией. Данное требование носит императивно-волевой характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующее требование к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее требование предусмотренное п. 10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе нашло свое отражение в пункте 10 части 2 «Порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе» документации об аукционе. Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.  

В соответствии с п.11 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. 

Пунктом 11 части 2 «Порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе» документации об аукционе в электронной форме предусмотрено условие об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. 

Таким образом, довод заявителя о неустановлении условия об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации не подтверждается. 

 

Пример: В составе товара - Ноутбука, необходимо, в том числе антивирусное программное обеспечение. 

1)запрет 

2)обоснование невозможности – не притворное, а реальное обоснование  

Пример:   неправомерно объединены товары, указанные в Приложении к Приказу №126н и не указанные в нем. 

 Продукты питания и т.д. 

Пример: Код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПВЭД) ОКПД2 

Неправильно выбрали, специально выбрали чтобы спрятать и т.д.  

Пример: в извещении и документации стоит запрет!, а в техническом задании стоит обоснование невозможности установления данного запрета  

Информация должна быть полной и достоверной   

Пример: описание по КТРУ – ст.23 и постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями ст.33 ФЗ№44, которые не предусмотрены в позиции каталога. 

В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п.5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации 

 

Пример: По п.2 технического задания установлены требования товары со знаком ®.  

В силу ст. 1485 Гражданского кодекса РФ правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы «R» в окружности <*> либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. <*> Буква «R» в окружности. 

Как установлено Комиссией, документация об аукционе не содержит требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе касаемо использования в описании объекта закупки указания на товарный знак со словами «или эквивалент». 

При этом, не установлено, что товары несовместимы с товарами имеющими у заказчика, необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.  

Пример: В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. 

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать. 

Инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в документации об аукционе, предусмотрено, что во всех случаях, не указанных в настоящей инструкции, показатели, значения показателей подлежат указанию участником закупки в неизмененном виде, в соответствии с требованиями, установленными «Требования к поставляемым товарам». 

Данное положение инструкции дает возможность заказчику самостоятельно определять трактовку значений и показателей во всех случаях не указанных в инструкции, что наглядно видно из протокола рассмотрения заявок, в противовес императивной норме закона п.п. «б» п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, положению п.п. «б» п.2 раздела I документации об аукционе и самой инструкции – что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. 

Пример: Стройка с ПСД – согласие 

 

Пример: аукцион на 39 млн., срок на 60 млн., на ранее победитель заключил контракт на сумму уже 40 млнуб. 

Отсутствие соответствующего уровня ответственности у участника закупки (члена саморегулируемой организации) на момент подачи заявок, а также их рассмотрения не имеет принципиального значения, если к моменту заключения договора победитель конкурентной закупки внес взнос в компенсационный фонд и получил право на заключение соответствующего договора. При этом на момент подачи заявки и ее рассмотрения достаточным будет являться членство в саморегулируемой организации (данный вывод соответствует позиции арбитражных судов трех инстанций по делам №А40-27939/18, №А45-1904/2018). 

Пример:  Опыт – геподряд 

Пример:  В подтверждение соответствия требованию предоставляются следующие документы: 

-копия исполненного контракта (договора); 

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 

акт (акты) о приемке выполненных работ по форме КС-2 

-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. 

1.Нарушение ч.3ст 14 ФЗ№44 применение национального режима при осуществлении закупок 

 

-капремонт-согласие 

-документация об аукционе в старой редакции  

Требование к первым частям (наименование производителя, и т.д.) 

Ссылки на статьи утратившие силу 

Недействующие или утратившие силу ГОСТ 

-описание объекта закупки 

чрезмерное или детализированное описание 

описание не в соответствии с КТРУ 

-в документации об аукционе не установлены требования 

Ст.14-нацрежим 

Требования п.1ч.1 ст.31 (лицензия, СРО) 

Требования ст.31, в том числе доптребования 

 Требуют документы  

-инструкция  

ненадлежащая 

содержит описание объекта закупки  

знаки, символы и т.д. которых нет в техзадании 

-извещение   

извещение противоречит документации 

извещение не содержит требований обязательных  

 

Письма ФАС 2019г. 

П.4 и 5 ч.1 ст.93 ФЗ№44 

П.11 ч.1 ст.93 ФЗ№44 – о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы  

11) производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации 

РНП  

Наверх