Доклад Руководителя УФАС России по КБР Казбека Пшиншева: "Итоги правоприменительной практики Управления ФАС России по КБР за III квартал 2018 года"
03 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад руководителя УФАС России по КБР Пшиншева К.Г.

(ПО 17.09.2018)

 

Добрый день, уважаемые гости, коллеги!

 

Сегодня Управление ФАС России по Кабардино-Балкарии проводит публичные обсуждения своей  деятельности за период 3-го квартала 2018года.

 

Основным важным событием в рассматриваемом периоде была встреча Главы КБР Кокова Юрия Александровича и заместителя руководителя ФАС России Доценко Алексея Викторовича в целях подписания 31 августа «Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством КБР».

 Предметом указанного Соглашения является организация взаимодействия Сторон по осуществлению мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции в Кабардино-Балкарии во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, который прошел 5 апреля 2018 года (Пр-817ГС).

 

Напомню, что 21 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Им утверждается документ стратегического планирования - Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (Нацплан).

Цели государственной политики по развитию конкуренции:

Повышение удовлетворенности потребителей;

Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности;

Стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

Ключевые показатели Нацплана до 2020 г.:

Обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу;

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза;

Увеличение доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

 

5 апреля 2018 года состоялся Государственный совет по вопросам развития конкуренции, по его итогам был дан ряд поручений, касающихся разработки системных документов федерального и регионального уровней власти, а также перезагрузки существующих проектов.

Согласно поручению Президента России органам власти субъектов РФ надлежит:

- обеспечить до 1 января 2019 г. внесение изменений в положения об органах власти субъектов РФ, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции

- принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы антимонопольного комплаенса - системы НПА, предупреждающих антимонопольные нарушения.

- актуализировать Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, сформировав «дорожные карты» развития конкуренции в регионе по ключевым показателям развития конкуренции в приоритетных отраслях (сферах). Субъекту надлежит определить минимум 33 отрасли из 41 для развития конкуренции с учетом географических особенностей. Соответствующие «дорожные карты»  должны быть приняты до 1 декабря 2018 года. Обязательства регионов по достижению ключевых показателей «дорожных карт» должны быть выполнены к 1 января 2022 года.

ФАС России надлежит обеспечить исполнение поручений Президента Российской Федерации путем:

1) Разработки 41 методики расчета ключевых показателей развития конкуренции в субъектах РФ;

2) Разработки типового плана мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в субъекте;

3) Подготовки типового соглашения о взаимодействии ФАС России и субъекта РФ;

4) Проведения выездных совещаний во всех регионах с участием руководителя/ заместителей руководителя ФАС России.

 

Указанные мероприятия практически в полном объеме уже исполнены ФАС России.

 

Задачи территориальных органов ФАС России:

- Методическая и практическая помощь органам власти субъекта РФ и органам местного самоуправления;

- Сбор сведений и оценка выполнения мероприятий, достижения ключевых показателей «дорожных карт»;

- Формирование совместно с Общественной палатой РФ общественных советов по содействию развития конкуренции на базе Общественных советов УФАС в регионах.

Реализация мероприятий Национального плана развития конкуренции и поручений по итогам Госсовета позволит:

- увеличить ассортимент, снизить цены и повысить качество товаров за счет роста числа компаний и предложений на рынке;

- снизить цены на госзакупках, сэкономить бюджетные средства путем развития конкуренции на торгах;

- повысить доступность лекарств и медизделий в розничном сегменте и в сфере госзакупок;

- повысить качество, ассортимент и ценовую доступность медицинских и социальных услуг;

- повысить качество услуг ЖКХ;

- увеличить ввод в эксплуатацию дорог, мостов и иных дорожных и инфраструктурных сооружений;

- снизить цены и повысить доступность продукции АПК, повысить доступность продовольствия отечественного производства для конечного потребителя;

- повысить транспортную доступность, снизить цены и повысить качество предоставляемых услуг за счет конкурентной борьбы перевозчиков.

 

Реализация подписанного Соглашения осуществляется со стороны Федеральной антимонопольной службы - Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР; со стороны Правительства КБР – Министерством экономического развития КБР.

Также 31 августа состоялось совещание под председательством Мусукова А.Т. по вопросам утверждения ключевых показателей развития конкуренции и утверждения планов мероприятий (Дорожной карты) развития конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике.

 В соответствии с методическими материалами, разработанными ФАС России Министерством экономического развития КБР к совещанию был подготовлен проект плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике, муниципальных районах Кабардино-Балкарской Республики, в который включены 33 отрасли (сферы, товарных рынка), определены ключевые показатели развития конкуренции и мероприятия для их достижения по каждой отрасли (сфере, товарному рынку).

В перечень 33 отраслей (сфер, товарных рынков) вошли наиболее приоритетные для Кабардино-Балкарской Республики: сельскохозяйственная отрасль (племенное животноводство, семеноводство по основным видам сельскохозяйственных культур), рынок строительства жилья. Также вошли такие социально значимые рынки, как рынок услуг дошкольного образования, рынок услуг детского отдыха и оздоровления, рынок услуг перевозок пассажиров и багажа и так далее.

В работе Совещания приняли также участие члены Коллегиального совещательного органа – Совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по содействию развитию конкуренции, представители органов исполнительной власти субъекта РФ, представители бизнес-объединений. С докладами о контроле за соблюдением законодательства о защите конкуренции и о состоянии конкуренции в регионе выступили руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР–Пшиншев К.Г. и Министр экономического развития КБР – Рахаев Б.М.

На Совещании было отмечено, что деятельность Кабардино-Балкарского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг в КБР, в том числе сбалансированности их качества и цены. В последнее время в связи с проводимой реформой контрольно-надзорной деятельности и внесением ряда изменений в законодательство, работа Управления переориентируется на предупреждение и профилактику нарушений.

Вместе с тем, приоритетными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

 

Возвращаясь к основной теме публичных обсуждений «Контрольно-надзорная деятельность Управления», напомню также, что Управление осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

 

Основным направлением деятельности Управления является антимонопольный контроль.

Федеральным законом «О защите конкуренции» установлены запреты на: злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, на недобросовестную конкуренцию, а также запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.

 

Статья 15  135-ФЗ  «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти и местного самоуправления…» Одной из наиболее важных сфер антимонопольного контроля является выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти в связи с тем, что указанные нарушения могут негативно влиять как на экономику республики, так и приводить к отрицательным последствиям для всего общества в целом – исключая возможность наличия   честной конкуренции.

В качестве примеров наиболее распространенных видов нарушений статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» можно также назвать следующее: непроведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и продление без торгов договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам конкурентной процедуры, непроведение конкурентных процедур при распоряжении государственным и муниципальным имуществом и принятие органами исполнительной власти актов, влекущих устранение, недопущение или ограничение конкуренции.

За последние два года наблюдается тенденция снижения количества рассмотренных дел по факту нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления запретов, установленных статьей 15 Закона о защите конкуренции. Это связано в первую очередь с тем, что после того, как в 2012 г. вступили в силу поправки в «О защите конкуренции», в распоряжении антимонопольных органов оказалась новая мера реагирования на нарушения конкурентного законодательства - институт предупреждения (ст. 39.1). Исходя из общей либеральной направленности третьего антимонопольного пакета, законодатель рассматривал предупреждение в качестве превентивной меры к нарушителям антимонопольных норм. Преимущества такого механизма  реагирования заключаются в том, что в случае выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и нарушитель не подвергается административному наказанию. При этом положительный эффект достигается в кратчайшие сроки при минимальных усилиях контролирующего органа: предупреждение должно быть исполнено в течение десяти дней и для его вынесения необходимо лишь наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, установленных Законом о защите конкуренции.

           Управлением было выдано органам государственной власти и органам местного самоуправления предупреждений:

в 2016 году– 37 предупреждений;

в 2017 году – 10 предупреждений;

       за три квартала 2018 года – 8 предупреждений.

Такая мера предупредительного характера также позволила снизить количество принимаемых актов, совершенных действий (бездействия) со стороны органов власти и органов местного самоуправления Республики, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.

 

Вместе с тем, Управление продолжает выявлять нарушения  со стороны органов государственной власти и местного самоуправления республики, связанные с нарушением  требований федерального законодательства по порядку распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом.

 

Так, для органов местного самоуправления, по-прежнему сохраняется тенденция передачи имущества в пользование хозяйствующим субъектам без соблюдения обязательных требований к порядку такой передачи – по результатам процедуры торгов, которая направлена на повышение, как уровня развития конкуренции, так и вследствие этого эффективности использования муниципального имущества.

Зафиксированы факты передачи объектов ЖКХ на основании договоров аренды (безвозмездного пользования) без проведения торгов, не учитывая, что в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, имеющих срок эксплуатации более 5 лет должны соблюдаться требования Федерального закона «О концессионных соглашениях», предусматривающие передачу указанного имущества в пользование хозяйствующим субъектам исключительно по результатам торгов на право заключения концессионного соглашения.

Для объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории это является актуальным вопросом, поскольку большая часть таких объектов имеет значительный срок эксплуатации и износа.

 К причинам нарушения антимонопольного законодательства при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, предназначенным для оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения нарушители при рассмотрении  Управлением дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждений относят:

- значительный износ объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения и, как следствие, отсутствие желания у хозяйствующих субъектов заходить на товарный рынок на условиях концессионных соглашений, «проще» осуществлять пользование на условиях аренды, а в лучшем случае на условиях безвозмездного пользования, «не вкладываясь» в используемое имущество;

- отсутствие участников на соответствующих товарных рынках, или наличие единственного участника, что в некоторой степени связано с ранее указанной причиной, а также с уходом участников с товарного рынка вследствие низкой экономической эффективности от осуществления деятельности, в частности в связи с низкой собираемостью платы за коммунальные услуги от потребителей;

- длительный и сложный характер процедуры заключения концессионного соглашения.   

В 3 квартале 2018 года Комиссией Управления окончено рассмотрение дела о нарушении Органом местного самоуправления статьи 16 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции».

В адрес УФАС по КБР от Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по КБР поступили материалы по факту передачи хозяйствующему субъекту - ООО   Местной администрацией муниципального имущества (объектов теплоснабжения) в аренду без проведения конкурса.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, хозяйствующий субъект обратился в муниципалитет с заявлением о передаче в аренду муниципального имущества; на основании его заявления администрацией  был издан соответствующий акт о передаче объектов теплоснабжения и, в последующем, заключен договор аренды без торгов.

Теплоснабжение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Вход на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением прав владения и/или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения.

Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов в отсутствие законных оснований приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Действия Местной администрации муниципального района ООО выразившиеся в участии в ограничивающем конкуренцию соглашении и заключении договора аренды без проведения конкурентных процедур в соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции», что устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности получить в аренду муниципальное имущество и привело или могло привести к ограничению конкуренции, были признаны нарушающими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с тем, что имущество на момент рассмотрения уже было возвращено в муниципальную собственность, предписание об устранении выявленного нарушения Комиссией Управления не выдавалось.

Управлением постоянно фиксируется ряд нарушений антимонопольных требований к организации и проведению обязательных в силу закона торгов со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления республики.

 Закон о защите конкуренции в совокупности с отраслевым законодательством регламентируют ряд вопросов, связанных с порядком организации и проведения обязательных в силу закона торгов.

Практика применения статьи 17 Закона о защите конкуренции «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений»

Основные нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции:

- создание преимущественных условий участия в торгах;

- продажа земельных участков вместо предоставления на праве аренды;

- отсутствие в извещении обязательных сведений, предусмотренных законом.

Пример: Управлением рассмотрено дело в отношении органа местного самоуправления одного из муниципальных районов КБР, который организовал и провел аукцион по продаже земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий и сооружений. Между тем, согласно императивным положениям Земельного кодекса РФ предоставление таких земельных участков должно осуществляться только путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Комиссия Управления указала, что, нарушая императивную норму закона ответчик лишил возможности воспользоваться правом на участие в аукционе и заключить договоры аренды земельных участков неограниченный круг лиц, имеющих финансовую возможность и намеревавшихся принять участие в аукционе только на право заключения договора аренды земельных участков. Ограничение круга потенциальных участников аукциона обусловлено начальной ценой предмета аукциона, размер которой при аукционе на продажу объекта в разы выше, чем при аренде, равно как и размер задатка, вносимого участниками аукциона, а также размер «шага аукциона».

 

Нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения дел в порядке статьи 17 и нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения обращений в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции схожи по своему составу, поэтому анализ нарушений, выявляемых при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции относится и к статье 17 Закона о защите конкуренции.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

По сравнению с прошлым годом, количество рассмотренных жалоб в порядке статьи 18.1 значительно возросло: в 2017 году всего рассмотрено жалоб – 35, из них по предоставлению земельных участков – 30. Признано обоснованными – 20 жалоб, выданы предписания об устранении нарушений.

С начала 2018 года рассмотрено – 38 жалоб из них по предоставлению земельных участков – 26. Признаны обоснованными 27 жалоб.

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов (что является нарушением п.19 ст.39.11 ЗК РФ);

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах (п.21 ст.39.11 ЗК РФ);

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством (ст.39.8 ЗК РФ);

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований (п.1- 2 ст.39.12 ЗК РФ);

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах (п.8 ст.39.12 ЗК РФ);

- нарушение порядка определения победителей торгов (п.17 ст.39.12 ЗК РФ).

 

Управлением зафиксирован рост количества заявлений на нарушение организаторами торгов обязательных требований к составу извещений. В частности, во 2 квартале Управлением рассмотрен ряд дел, в рамках которых выявлено отсутствие в извещениях о проведении аукциона сведений о возможности застройки земельного участка, а именно информации о параметрах разрешенного строительства, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Следует отметить, что данные действия нарушают не только регламентированный порядок организации и проведения торгов, но и антимонопольное законодательство, поскольку отсутствие вышеназванных сведений не позволяет заинтересованным лицам оценить потенциальные риски и предстоящие расходы, связанные со строительством, возможность надлежащего исполнения обязательств по строительству объекта, иными словами сформировать правильное представление о предмете аукциона и принять решение о целесообразности своего участия в аукционе.

Не всеми организаторами торгов соблюдаются требования по установлению и доведению до сведений потенциальных участников торгов порядка (процедуры) проведения аукциона по земельным участкам, что образует самостоятельное нарушение антимонопольного законодательства.

Примеры:

1. По результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов было выявлено, что объявленный в 2016 году земельный аукцион в нарушение сроков, регламентированных Земельным кодексом РФ и извещением, был фактически проведен в начале 2018 года, то есть спустя год после первоначально заявленной даты проведения аукциона, что не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права участников, подавших заявки и внесших задаток для участия в торгах.  На основании выданного предписания аукцион был аннулирован.

2. На основании проверки, проведенной по жалобе в отношении организатора земельного аукциона, Комиссия Управления установила, что организатор торгов допустил нарушение требований по обнародованию извещения, в частности, информационное сообщение о проведении земельного аукциона было опубликовано в печатном издании в сокращенном виде – оно не содержало порядок проведения аукциона и форму заявки на участие в аукционе, что повлекло выдачу Управлением предписания о необходимости дополнения извещения недостающими сведениями. Очевидно, что основной целью обнародования извещения является информирование о проводимых торгах тех групп населения, которые не имеют доступа к сети Интернет и, соответственно, к официальному сайту torgi.gov.ru, на котором размещаются извещения.

 

Практика применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества»

В 2018 году увеличилось количество рассмотренных дел, связанных с нарушением порядка передачи государственного или муниципального имущества: 2017 – 3 дела; За три квартала 2018 – 5 дел.

Информация о нарушениях статьи 17.1 Закона о защите конкуренции поступает в Управление также в рамках взаимодействия с правоохранительными органами республики: Управление ФСБ по КБР, Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по КБР, органами прокуратуры КБР.

Так, по материалам МВД по КБР Комиссией Управления, было установлено, что Местной администрацией муниципального района КБР в нарушение части 3 статьи 17.1 было передано хозяйствующему субъекту в аренду муниципальное имущество без проведения обязательной процедуры торгов. В ходе рассмотрения дела факт нарушения Местной администрацией был признан, договор расторгнут, имущество возвращено.

 

Нарушения Закона о закупках

Управлением постоянно ведется работа по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Вступили в силу поправки в Закон N 44-ФЗ, о которых неоднократно говорилось, в том числе и на предыдущих публичных обсуждениях: об основных изменениях и поправках, о сроках и порядке вступления в силу изменений в Закон №44.

К сожалению, практика УФАС по КБР показывает, что не все заказчики среагировали на изменения и, по-прежнему, допускают нарушения требований Закона №44.

Наиболее частые нарушения допускаемые заказчиками, уполномоченными органами и комиссия:

-единые требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с устаревшей редакцией закона;

-требования к первым и вторым частям устанавливаются  в соответствии с устаревшей редакцией закона;

-положения проекта контракта содержат не все необходимые положения и условия согласно ст.34 Закона.

-отклонение заявок с учетом ограничений предусмотренных ст.14 Закона.

 

Согласно последним разъяснениям и судебной практике необходимо

оформлять не менее двух электронных подписей. Если заказчик не сможет выполнить указанные обязательства из-за отсутствия лица, на которое оформлена подпись, это не освободит его от административной ответственности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2018     N 952 (вступило в силу 29.08.2018г.):

 -если не предусмотрено извещение, менять план-график нужно не позже чем за 1 до даты заключения контракта.

-для устранения последствий ЧС или для оказания экстренной медицинской помощи заключить контракт можно будет в день внесения изменений в план-график.

Пример выявленного нарушения в действиях аукционной комиссии: Поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика. Довод жалобы: в протоколе рассмотрения заявок отсутствует обоснование решения о несоответствии заявки с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка.

Комиссией Управления установлено, что в нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе действительно  не содержал обоснование решения об отклонении заявки с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.

  Пример выявленного нарушения в документации заказчика: Довод жалобы: необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе. Заявка отклонена по основанию: не указано точное значение параметра «Электроды должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2».

Комиссия Управления, изучив положения ведомости материалов и инструкции, заявки заявителя и других отклоненных от участия в аукционе пришла к выводу, что требование ведомости материалов, что электроды предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, не является характеристикой товара,  значением показателя, требующим конкретизации или предоставления одного конкретного значения так как, является наименованием показателя.

 

Контроль в сфере соблюдения законодательства о рекламе

Контроль   за рекламной     деятельностью (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе») является не менее важным направлением деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России.

 

Общие сведения

2017

На 17 сентября 2018

1

Рассмотрено заявлений

69

28

2

Рассмотрено дел

62

22

3

Вынесено Решений

62

22

4

Выдано Предписаний

62

22

5

Выдано предупреждений в адм. порядке

52

16

7

Штрафы на сумму

38 тыс.р.

20 тыс. р.

 

Нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица, предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

  • распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.

- незаконная реклама пива, алкогольной продукции, табака.

 

Контроль соблюдения требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ, вступившего в силу 28 декабря 2009 года (статьи 9, 13-15), возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Кабардино-Балкарским УФАС России в 2017 году по поручению Правительства РФ были проведены проверки торговых сетей, осуществляющих деятельность в КБР. В ходе проведения проверок Управлением было проанализировано 112 договоров поставки, заключенных между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, зарегистрированными на территории Кабардино-Балкарской Республики. Из них в 23 договорах сроки оплаты не приведены в соответствие с частью 7 статьи 9 Закона о торговле. 

В нарушение части 1 статьи 9 Закона о торговле, 2 торговые сети не имели собственного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 1 торговой сетью не полностью осуществлялось раскрытие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте. По итогам проверки

Управлением  по результатам выявленных нарушений  были возбуждены административные производства в отношении 3 торговых сетей  по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ в связи с нераскрытием информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своем сайте, в отношении 5 торговых сетей по части 3 статьи 14.42 КоАП РФ возбуждено и рассмотрено - 23 дела об административных правонарушениях в связи с неприведением сроков оплаты в договорах поставки в соответствие с частью 7 статьи 9 Закона о торговле.

В связи с проведенными контрольными и разъяснительными мероприятиями в  3 квартале 2018 нарушения в сфере торговой деятельности Управлением не установлены.

Взаимодействие с правоохранительными органами республики

Управление постоянно проводит совместную работу с правоохранительными органами республики, направленную на выявление и пресечение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, законодательства о рекламе, в том числе путем проведения совместных проверок.

Управлением рассматриваются материалы дел и заявления, направленные в порядке взаимодействия , в том числе по итогам совместных проверок из органов прокуратуры КБР, УФСБ России по КБР, а также МВД по КБР и Следственного комитета РФ по КБР. По результатам таких совместных мероприятий по различным направлениям деятельности Управления рассмотрено в 2017 - более 100 дел, в 2018 – 40 дел; нарушителям выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений; виновные лица в установленном порядке  привлечены к административной ответственности: выдано постановлений о наложении административного штрафа в 2017 – 103, в 2018 – 40; общая сумма наложенных административных штрафов по таким материалам составила  в 2017 – 791 тыс. руб., в 2018 –651 тыс. руб., кроме того в административном порядке выдано 39 предупреждений.

 

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

Регулярная работа Общественно-консультативного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, а также Экспертных советов по финансовым рынкам и применению Закона «О рекламе»: так, на заседаниях  ОКС и Экспертных советов, рассматриваются такие вопросы как:

- Обсуждение основных направлений Национального плана по развитию  

конкуренции в РФ.

- Результаты совместной работы с представителями ОКС и Экспертных советов, в том числе совместной работы Управления и Национального банка РФ по рассмотрению вопросов информационного взаимодействия в целях противодействия субъектам, осуществляющим нелегальную (безлицензионную) деятельность на территории КБР; совместной деятельности Управления и УГИБДД МВД по КБР по устранению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;

-  Развитие банковского сектора Кабардино-Балкарской Республики;

- Экспертная оценка представленных на Экспертный совет по рекламе материалов на предмет нарушения законодательства о рекламе и т.п.

 

Представители Управления участвуют на постоянной основе в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР  по:

  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе,

- по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики,

 - защите прав предпринимателей.

 

Осуществляется постоянное участие в работе совещаний Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР.

 

Сотрудники Управления участвуют в рабочей группе по обсуждению факторов, влияющих на уровень и динамику инфляции в КБР, возданной при Отделении – Национальном Банке по КБР Южного главного управления ЦБ, России.

 

Осуществляется научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова на базе созданной в 2015 году кафедре конкурентного права и антимонопольного регулирования; в качестве практических занятий студенты посещают заседания Комиссий Управления по рассмотрению дел о нарушениях профильного законодательства.

 

Приоритетным направлением также остается сфера адвокатирования конкуренции в регионе: проведение открытых уроков в виде деловых игр в образовательных учреждениях республики: школах, Вузах; выступления на радио и телевидении с разъяснением актуальных вопросов антимонопольного законодательства и законодательства в сфере торгов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая деятельность Управления

 Одним из важных направлений деятельности Управления в целях защиты конкуренции, при определении лиц, занимающих доминирующее положение на том или ином товарном рынке, рынке работ или услуг также является проведение исследований конкурентной среды. Целью исследования является анализ и оценка состояния конкурентной среды на соответствующих рынках, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства. Проведение анализа занимает длительный период времени, так как в исследование должны включаться все обязательные сведения о хозяйствующих субъектах на том или ином рынке.

Управлением в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы, осуществлены следующие анализы: исследование рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов: анализ состояния конкурентной среды на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; анализ розничного рынка электрической энергии (мощности); анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и складированию зерна; анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению.

        Также, Управлением ФАС России по КБР проведено  2         внеплановых анализа товарных рынков, в рамках рассмотрения заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в частности:

         - Анализ рынка оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики, в рамках рассмотрения дела возбужденного по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик») части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции и с целью установления доли, занимаемой указанным Обществом на исследуемом рынке;

         - Анализ рынка услуг по транспортировке и размещению твердых  коммунальных отходов, в рамках рассмотрения дела возбужденного по признакам нарушения МУП «Экотехпром» статьи 10 Закона защите конкуренции и с целью установления доли, занимаемой указанным Обществом на исследуемом рынке.

       

 В рамках проведенных анализов, были сделаны следующие выводы:

п/п

Наименование рынка

Выводы

1

Рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения

Барьеры:

Административные ограничения:

а) Ограничения, возникающие при взаимодействии хозяйствующих субъектов с различными органами государственной власти:

- несоблюдение сроков рассмотрения заявлений на получение разрешительных документов, а также необоснованностью отказов;

- получение разрешений на ввод объекта в эксплуатацию;

- получение разрешений и контроль за производством работ ГИБДД.

б) Условия конкурентного отбора поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в основном осуществляется за счет средств  бюджета субъекта и муниципального бюджета.

Таким образом, отбор организаций-исполнителей услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ и 115-ФЗ.

Детальный анализ практики применения конкурса с ограниченным участием позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев подается по четыре - две заявки на участие в конкурсе, среднее количество поданных заявок 3,5.

На основании вышеизложенного, а также с учетом размера экономии бюджетных средств по результатам проведенных конкурсов с ограниченным участием (5.4%), можно сделать вывод о низкой конкурентоспособности указанного способа и о высокой коррупционной составляющей.

Также стоит отметить, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, цена которых составляет свыше 150 млн. руб. для обеспечения государственных нужд заказчики вправе проводить открытый конкурс с применением субъективного, не администрируемого, произвольно определяемого заказчиком критерия со значимостью 40%. Проведение конкурса при указанной значимости субъективного критерия значительно повышает коррупционные риски.

2. Экономические ограничения:

а) значительные объемы первоначальных капитальных затрат (приобретение строительной техники, получение свидетельства СРО, найм персонала определенной квалификации).

б) необходимость предоставления обеспечения контракта в размере до 30% от начальной (максимальной) цены контракта;

в) ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке (получение доступа к льготному кредиту, выделению субсидий);

г) возрастание транспортных издержек (увеличение цены на топливо);

д) высокая процентная ставка за привлеченные кредитные средства.

 

Рынок услуг  работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Кабардино-Балкарской Республике являются высоко концентрированными.

По результатам проведенного анализа рынка работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», расчета долей хозяйствующих субъектов, на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, признаками доминирующего положения обладали ООО  СтройГранд и ООО КаббалкГидроСтрой.

2

Рынок услуг по теплоснабжению в городском округе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

Барьеры:

Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью вложения значительных первоначальных инвестиций. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на товарный рынок. Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым. Привлечение на рынок новых участников, их инвестиций будет способствовать решению проблемы, связанной с высокой степенью износа основных фондов в сфере теплоснабжения.

По результатам исследования рынка услуг по теплоснабжению на территории г.о. Нальчик было установлено, что МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» занимает долю равную 100%  всего товарного рынка.

Рынок  услуг по теплоснабжению на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, по итогам работы за 2017 год, относится к рынку с высоким уровнем концентрации, конкуренция на данном рынке отсутствует.

3

Рынок услуг по хранению и складированию зерна

Барьеры:

- хозяйствующие субъекты оказывающие услугу хранения зерна (элеваторные комплексы и хлебоприемные предприятия) имеют достаточный резерв неиспользованных емкостей, что препятствует освоению рынка потенциальными конкурентами. Использования мощностей в среднем составляет менее 45%. Если даже один хозяйствующий субъект уйдет с рынка (перестанет функционировать), другие вполне могут занять их долю рынка за счет собственных, незадействованных по причине отсутствия спроса, емкостей.

- барьер капитальных затрат (объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа новых предприятий на рынок). Уровень капитальных затрат для потенциальных конкурентов (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения), может препятствовать проникновению новых предприятий в отрасль.

- неразвитость рыночной инфраструктуры. Отсутствие подъездных путей служит препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами.

 

Рынок относится к высококонцентрированному типу с недостаточно развитой конкуренцией и преобладающей долей ОАО «Солдатское хлебоприемное предприятие».

Однако нельзя считать, что конкуренция на указанном товарном рынке отсутствует полностью. Возможности для хранения зерна даже при недостаточных мощностях у предприятий имеются. Рынок услуг открыт как для региональных, так и межрегиональных потребителей.

4

Рынок электрической энергии (мощности)

Барьеры:

Экономические барьеры:

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;

- сохранение перекрестного субсидирования;

- долги предприятий ЖКХ за потребленную электроэнергию;

- большие коммерческие потери;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности.

Технологические барьеры:

- отсутствие автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- большие технологические барьеры.

Экономические и технологические барьеры выхода на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки). 

 

Анализ показал, что региональный (республиканский) и локальный (в пределах муниципального образования  городского округа Прохладный) розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) в Кабардино-Балкарской Республике характеризуются высоким уровнем рыночной концентрацией и неразвитой конкуренцией.

На основании проведенного анализа установлено, что 2 (два) хозяйствующих субъекта, а именно ОАО «Каббалкэнерго» (на республиканском)  и ОАО «Энерго-сбытовая компания» (на локальном) на розничном рынке купли-продажи электрической энергии имеют долю более 50%.

5

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в городском округе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

Барьеры:

Административные ограничения:

- необходимость выполнения требований, предъявленных в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами: к обращению с отходами IIV классов опасности; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к  сбору, транспортированию отходов IIV классов опасности;

- необходимость получения лицензии, так как в соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с «Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утверждёнными приказом Минприроды Российской Федерации от 04.12.2014 № 536, в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на пять классов опасности.

Экономическими барьерами являются значительные размеры первоначальных капитальных вложений для создания предприятия, предоставляющего услуги по сбору и транспортировке твёрдых коммунальных отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу и захоронению отходов, круг участников данного процесса ограничен.

 

На рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах административных границ городского округа города Нальчик в 2016 году действовало четыре хозяйствующих субъекта.

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2016 году рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов относился к рынку с высококонцентрированной структурой.

Доля ООО «Эконова» на анализируемом рынке в 2016 году по объему сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов составляла 70,5%, по стоимостному выражению сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов — 70,5%.

Доля ООО «ЭкоТранс» на анализируемом рынке в 2016 году по объему сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов составляла 14,4%, по стоимостному выражению сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов  — 11,6%.

Доля ООО «Гарант» на анализируемом рынке в 2016 году по объему сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов составляла 9,3%, а по стоимостному выражению сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов  — 11,5%.

Доля ООО «ЭкологПлюс» на анализируемом рынке в 2016 году по объему сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов составляла 5,8%, а по стоимостному выражению сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов  — 6,4%.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона                    «О защите конкуренции», по результатам анализа состояния конкурентной среды в 2016 году на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  в географических границах городского округа города Нальчика, установлены признаки наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта ООО «Эконова» (35% и более).  

6

Рынок оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики

Барьеры:

- Необходимость осуществления капитальных вложений по строительству оборудования, предназначенного для поставки газа по трубопроводу. Указанный барьер является преодолимым;

- Транспортный барьер, связанный с ограниченной пропускной способностью газораспределительных сетей при наличии на рынке иных поставщиков природного газа. Указанный барьер является трудно преодолимым;

- Увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, (в том числе: предоставление скидок постоянным покупателям, заключение долгосрочных контрактов).

 

Рынок с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик», доля которого составила 100,0%.

На основании вышеизложенного, на ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Федерального закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

7

Рынок услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов

Барьеры: административные, экономические и организационные.

Административные ограничения:

- необходимость выполнения требований, предъявленных в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов;

- необходимость получения лицензии, так как в соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. В соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утверждёнными приказом Минприроды Российской Федерации от 15.06.2001 № 511, в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на пять классов опасности.

Экономическими барьерами являются значительные размеры первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу и захоронению твёрдых отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

Рынок с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Эконова», доля которого по объему вывезенных отходов составляла 37,5%, а по объему выручки, полученной за вывоз отходов — 45,6%, а также МУП «Экотехпром» на рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов составила 100%.

На основании вышеизложенного, на ООО «Эконова» и МУП «Экотехпром» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Федерального закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ    «О защите конкуренции».

 

В Кабардино-Балкарской Республике активно ведется работа по развитию конкуренции в рамках выполнения требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р.

Распоряжением Главы Кабардино-Балкарской Республики от
29 декабря 2017 г. № 156-РГ утвержден перечень из 14 приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике, в отношении которых в «дорожной карте» актуализированы мероприятия по достижению установленных значений целевых показателей, созданию условий для развития конкуренции и снижения доли государственного сектора.

При Главе Кабардино-Балкарской Республики создан Совет по содействию развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике.

Управлением, в целях содействия развитию конкуренции в субъекте РФ утвержден План по содействию внедрению Стандарта развития конкуренции в 2018 году, с учетом положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 гг.

Указанный план предусматривает в том числе, проведение оценки конкурентной среды на 14-ти приоритетных и социально значимых рынках Кабардино-Балкарской Республики,  определенных Стандартом (информация о достижении целевых контрольных показателей эффективности, установленных в плане мероприятий «Дорожной карте» по развитию конкуренции в республике в разрезе  социально-значимых рынков и системных мероприятий, предусмотренных Стандартом развития конкуренции ежегодно – в начале года предоставляется Управлением в ФАС России ). 

Так, в 2017 году была дана оценка состоянию конкуренции на следующих товарных рынках:

- Рынок услуг дошкольного образования.

- Рынок услуг детского отдыха и оздоровления.

- Рынок услуг дополнительного образования детей.

- Рынок медицинских услуг.

- Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Рынок услуг в сфере культуры.

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.

- Рынок розничной торговли.

- Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.

- Рынок услуг связи.

- Рынок услуг социального обслуживания населения.

- Рынок строительства жилья.

- Рынок туристских услуг.

- Рынок сельскохозяйственной отрасли. Представленный анализ конкурентной среды на рынках товаров и услуг республики содержал характеристику состояния конкуренции на рынках, включенных в перечень приоритетных и социально значимых рынков, а также анализ факторов, ограничивающих конкуренцию. Рассмотрены основные проблемы функционирования рынков товаров и услуг Кабардино-Балкарской Республики, выявленные по результатам мониторинга наличия административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках Республики.

Кроме того, Планом предусмотрено содействие развитию конкуренции со стороны территориального органа ФАС России совместно с основными исполнителями - Министерством экономического развития КБР, Общественной палатой КБР и иными органами власти субъекта, уполномоченными содействовать развитию конкуренции, посредством исполнения следующих мероприятий:

- Подготовка предложений по внесению изменений в Перечень социально-значимых рынков КБР, утвержденных Стандартом развития конкуренции;

- Оценка состояния конкуренции на отдельных социально-значимых рынках КБР;

- Оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества, посредством обсуждения соответствующих вопросов на общественно-консультативном совете и экспертных советах, действующих при Управлении ФАС России по КБР;

- Содействие в активизации работы по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

- Содействие в создании совещательного органа по развитию конкуренции на базе общественно-консультативного совета Управления ФАС России по КБР;

- Участие в работе коллегиального органа субъекта РФ, в целях оценки с позиции антимонопольного законодательства проектов НПА, принимаемых субъектом РФ;

- Предоставление уполномоченному органу информации о деятельности Управления по итогам работы за год по ведомственной отчетности;

- Взаимодействие со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции, о требованиях антимонопольного законодательства, а также позитивного опыта противодействия проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию;

- Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации Национального плана;

 - Обеспечение размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов развития конкуренции, а также сведений о динамике ключевых показателей развития конкуренции и результатах выполнения мероприятий, предусмотренных планами развития конкуренции;

- Содействие в обеспечении внесения изменений в положения об органах исполнительной власти КБР, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

- Содействие в принятии мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти КБР.

В целях обеспечения исполнения указанных мероприятий Управлением совместно с Министерством экономического развития КБР разработано и подписано Соглашение о взаимодействии в рамках мероприятий по содействию развития конкуренции в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

Наверх