Доклад Руководителя УФАС по КБР - Пшиншева Казбека Галимовича, по вопросам правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых ФАС России за 2 квартал 2017 года
01 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности УФАС по КБР

по основным направлениям деятельности Управления

 (контроль антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства в сфере закупок)

за 2 квартал 2017г.

Наша встреча организована и проводится в связи с изменениями в федеральном законодательстве в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для правового информирования и правового просвещения хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного, рекламного законодательства, а также законодательства в сфере закупок.

Проведению подобных мероприятий уделено особое внимание, как со стороны Правительства РФ, так и непосредственно Центральным аппаратом ФАС России. На сегодняшний день в пилотном проекте участвуют 12 контрольно-надзорных органов. Публичные обсуждения деятельности этих ведомств должны проводиться ежеквартально и в строгом соответствии с обязательными требованиями.  

Публичные обсуждения это часть проекта - приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Основная цель проекта – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций.

Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016 года по 2025 год (включительно).

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.

Предлагаем вашему вниманию небольшой ролик о данном проекте.

                                     

      Ролик

 

 

Доклад

После такого краткого обзора хотелось бы перейти к непосредственному вопросу нашей встречи.

В своем выступлении я остановлюсь на основных моментах и итогах деятельности Управления. Хочу обратить ваше внимание, что в полном объеме доклад размещен на сайте Управления вместе с иной информацией о проведении публичного обсуждения.

 

Доклад состоит из двух частей:

1. Небольшая статистика по направлениям деятельности Управления  за период  2 квартала 2017г. и обсуждение вопроса «Какие действия (бездействие) нарушают закон»: типовые нарушения обязательных требований, выявленные в ходе контрольно-надзорной деятельности Управления.

 2. Вторая часть будет посвящена рекомендациям по соблюдению обязательных требований законодательства.

По Регламенту время  моего выступления займет около  50 минут.

 

После доклада, согласно повестки дня мероприятия, предлагаем выступить представителям организаций, которые осуществляют тесное взаимодействие с УФАС по КБР и не понаслышке знают о работе нашего ведомства (до 10 минут):

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР – Афасижев Юрий Сафарбиевич

- Глава представительства КБР по торгово-экономическим вопросам в Пермском крае и Восточной Сибири –Шаоев Альберт Мухамедович;

- Заместитель председателя КБ регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» – Гузеева Индира Адрахмановна.  

 

 

 

Затем, в случае наличия вопросов, мы пообщаемся с вами по актуальным проблемам применения антимонопольного законодательства (15 минут)

Напомню, свои вопросы вы можете готовить заранее: направлять их в Управление, размещать на страничках Управления в соц.сети в интернете, или представить их на очередное публичное обсуждение.

Презентация  Слайд № 1   Функции ФАС России

Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например: - Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 №135-ФЗ).

- Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, Закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

- Осуществление надзора при проведении государственных закупок (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

- Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

- Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Основные полномочия ФАС России:

 - Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.

- Выдача предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.

- Выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.

- Направление исков в арбитражные суды, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.

-  Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.

- Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.

- Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

- Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.

- Другие полномочия, указанные в нормативных актах.

 

Слайд № 3  Статистика нарушений  в сфере антимонопольного законодательства за период 2 квартала 2017г.

 

Общие сведения

 

Ст. 10

Ст.  15

Ст. 17

Ст. 17.1

Рассмотрено заявлений

1

1

3

2

Вынесено Решений

1

1

3

2

Выдано Предписаний

1

1

3

2

По части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение по признакам нарушения, которые выразились в необоснованном применении нормативов при расчете, а именно: при проведении проверки, поставщик в отсутствие законных полномочий, установил несоответствие узла учета необходимым требованиям ГОСТа и  применил нормативный метод расчета.

По статье 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушение выразились в  установлении органом государственной власти платной услуги, а также в незаконном взимании  платы за оформление и выдачу сопроводительных документов.

По 17 статье было возбуждено 3 дела в отношении органов местного самоуправления при предоставлении в аренду земельных участков (установление к участникам торгов и к подаваемым им заявкам не предусмотренных законодательством требований; необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах; нарушение порядка определения победителей торгов).

По статье 17.1 нарушение выразились в предоставлении помещений, являющихся гос. собственностью, в аренду без проведения торгов.

 

Общие сведения

II  кв. 2017

1

Рассмотрено заявлений

2

2

Рассмотрено дел

10

 (8 дел переходящих из 1 кв.)

3

Вынесено Решений

10

4

Выдано Предписаний

7

5

Выдано Постановлений 

6

Слайд № 4 Статистика нарушений в сфере контроля рекламного законодательства за 2 квартал 2017г.

 

Нарушения Федерального закона «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

 

  •  распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.
  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

 

Слайд № 5 Статистика нарушений в сфере контроля торгов, осуществляемого в рамках статьи 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»

Общие сведения  по жалобам в рамках статьи 18.1

II  кв. 2017

1

Рассмотрено жалоб

9

2

Признано обоснованными

3

3

Признано необоснованными

6

4

Выдано Предписаний

5

5

Возвращено

1

6

Отозвано

1

 

Во 2 квартале 2017 года в рамках осуществления полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» было принято к рассмотрению 9 жалоб, из них признано обоснованными 3, необоснованными 6, выдано предписаний об устранении выявленных нарушений - 5.

 Наибольшее количество жалоб поступило на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Наиболее частыми правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

  • неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов;
  • размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах;
  • включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством;
  • установление к участникам торгов и к подаваемым им заявкам не предусмотренных законодательством требований;
  • необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах;
  • нарушение порядка определения победителей торгов.

Указанные действия не только нарушают антимонопольное законодательство, но и влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая была введена с 05.01.2016 специально для привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений при нарушении процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

1 жалоба была возвращена в связи с тем, что не содержала подписи.

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6   Слайд № 7 Статистика нарушений в сфере контроля законодательства о контрактной системе

 

 

 

Общие сведения  по плановым проверкам

II  кв. 2017

1

Всего проведено проверок

1

2

Проверено закупок

20

3

Закупки с нарушениями

6

Общие сведения  по внеплановым проверкам

II  кв. 2017

1

Всего проведено проверок

14

2

Проверено закупок

101

3

Закупки с нарушениями

12

 

Общие сведения  по административным делам

II  кв. 2017, тыс. руб

1

Вынесено Постановлений

26

2

Наложено штрафов

160

3

Взыскано штрафов

94,7

Слайд 6-7  Наиболее часто выявляемые нарушения:

1.Утверждение документации о закупке с нарушением законодательства о контрактной системе (установление  чрезмерных требований к участникам закупки, заточка под определенного производителя, указание не существующих показателей товара, искусственное сужение круга участников закупки, инструкция по заполнению заявки противоречит требованиям законодательства и т.д.).

Пример:  Инструкция по заполнению заявки составлена заказчиком таким образам, что указания характеристик соответствующих таблице технических характеристик товара и ГОСТам ведет к несоответствию инструкции по заполнению заявки и наоборот.

 

2. Незаконный отказ в допуске заявки участника или незаконный допуск заявки участника.

Пример: Комиссия заказчика признала заявку участника закупки соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, тогда как согласно данным реестра недобросовестных поставщиков размещенных на официальном сайте РФ в сети Интернет в отношении участника существует две реестровые записи.

Таким образом, комиссия заказчика в нарушение Закона 44-ФЗ незаконно и необоснованно допустила заявку участника к участию в аукционе.

 

            3. Неправомерные действия заказчика, содержащие признаки уголовного преступления.

 Пример: В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП Бжихатловой О.Р. на действия заказчика – ГКУ «Республиканский психоневрологический интернат» при проведении запроса котировок на поставку автомобильных запчастей. Из жалобы следовало, что процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок проводилась с нарушениями требований Закона о контрактной системе. В частности, представителя ИП Бжихатловой О.Р. и еще одного поставщика не пустили на территорию ГКУ «Республиканский психоневрологический интернат» для подачи заявок на участие в запросе котировок до окончания срока подачи заявок. На рассмотрении жалобы, представитель заявителя, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Представители заказчика пояснили, что до срока окончания подачи заявок, то есть до 09.10ч. 01.08.2017г. на участие в закупке было подано девять заявок, на заседании комиссии при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе котировок присутствовали 4 члена комиссии, один из которых не голосует, так как является секретарем комиссии. Представитель Бжихатловой О.Р. намеренно тянула время на контрольно-пропускном пункте и не успела подать заявку до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Обе стороны представили видеозаписи в подтверждение своих слов.

Проверив законность проведения закупки способом запроса котировок 0304200009417000020 «Поставка автомобильных запчастей», Комиссия УФАС России по КБР пришла к выводу, что нарушений Закона о контрактной системе ни заказчиком, ни единой комиссией заказчика допущено не было.

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы не наделена полномочиями рассмотрения доводов жалобы в части законности действий заказчика, выразившихся в допуске или же не допуске представителя ИП Бжихатловой О.Р. на территорию ГКУ «Республиканский психоневрологический интернат» для подачи заявки на участие в запросе котировок. Для рассмотрения вопроса о наличии в действиях заказчика признаков уголовного преступления, выразившегося в не допуске представителя ИП Бжихатловой О.Р. на территорию ГКУ «Республиканский психоневрологический интернат» для подачи заявки на участие в запросе котировок, материалы дела были переданы в Министерство внутренних дел  по КБР.

ИЗМЕНЕНИЯ в законодательстве.

В Закон о контрактной системе  были внесли несколько значительных изменений. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017г. №570 установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц. В случае если подрядчик не исполнит надлежащим образом обязательство самостоятельно выполнить указанные работы, ему будет грозить штраф в размере 5% от стоимости этих работ.

Изменения также внесены и в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. №1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». При этом предусматривается, что подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объемы работ.

В статью 31 Закона о контрактной системе были внесены несколько дополнительных пунктов в части требований, которым должен соответствовать участник закупки, которые заказчик обязан прописывать в документации об аукционе.

 С 01.05.2017г. статья 34 дополнена частью 13.1 в соответствии с чем, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней а контракты с малым бизнесом и социально ориентированным некоммерческим организациям не более чем пятнадцать рабочих дней. Исчислять эти сроки нужно с даты подписания заказчиком документа о приемке. Размер штрафа для должностного лица заказчика составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. За повторное нарушение могут дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет.

Слайд № 8Слайд № 9

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

● Регулярная работа Общественно-консультативного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, а также Экспертных советов по финансовым рынкам и применению Закона «О рекламе»;

● Участие в межведомственной рабочей группе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по КБР и Министерства внутренних дел по КБР по обмену документами и информацией, в том числе результатами оперативно-розыскных мероприятий, материалов уголовных дел;

● Участие в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР по:  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе, - по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики, - защите прав предпринимателей

● Участие в рабочих группах по осуществлению общественного мониторинга обоснованности повышения розничных цен на социально-значимые продовольственные и непродовольственные товары при Общественной палате КБР.

● Участие в работе Совета безопасности КБР, взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в КБР, участие в заседаниях Правительства КБР.

● Постоянное участие в работе совещаний Государственного комитета КБР по энергетике, тарифам и жилищно-коммунальному надзору; взаимодействие с Министерством промышленности и торговли КБР, Министерством экономического развития КБР.

● Научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова

 

Слайд № 10

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, закона о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

●   Тесное взаимодействие со средствами массой информации

●   Проведение круглых столов, семинаров, пресс-конференций

●   Проведение онлайн-конференций на сайте территориального антимонопольного  органа

●   Участие в семинарах и совещаниях других ведомств

●   Проведение Общественно-Консультативных советов

●   Проведение Экспертных советов

● Работа «горячей линии» и интерактивной формы «Обратная связь» на сайте территориального антимонопольного органа

Приложенные файлы
doklad-vystuplenie_pshinshev_k.g._2_kv.2017_na_sayt-1519214739.docx (44,6 КБ)
Наверх