"Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности УФАС России по КБР I квартал 2020 года" - доклад руководителя УФАС России по КБР - Казбека Пшиншева
13 марта 2020, 16:22
Тип документа:
Доклады

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики

контрольной и надзорной деятельности

Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике

I квартал 2020 года

 

 

Доклад руководителя Управления ФАС России по КБР

К. Г. Пшиншева

 

Кабардино-Балкарское Управление ФАС России продолжает практику проведения ежеквартальных публичных обсуждений своей деятельности и сегодня у нас первое в 2020 году такое мероприятие, проводимое заочно, то есть посредствам Интернета с участием всех заинтересованных организаций и лиц.

В ходе обсуждения мы рассмотрим результаты работы Управления с начала 2020 года и конечно же обозначим итоги прошлого 2019 года.

 

Антимонопольный контроль

 

Одним из основных и приоритетных направлений деятельности Управления является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,  органами государственной власти и иными лицами.

Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общее количество возбужденных дел и признанных фактов нарушений в 2019 году составляет – 12 (в 2020 - 1), количество выданных предписаний – 10, в том числе в разрезе статей:

- по статье 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке)  – количество принятых решений о наличии нарушений – 3, количество выданных предписаний – 2; количество выполненных предупреждений, выданных по пунктам 3, 5, 6 и 8 статьи 10 – 5;

- по статьям 11, 11.1, 14.1-14.8,  (недобросовестная конкуренция хозяйствующих субъектов), 34, 38 Закона о защите конкуренции  -  количество принятых решений о наличии нарушений – 1, количество выданных предписаний – 1, количество выполненных предупреждений, выданных по статьям 14.1 - 14.8 – 1;

- по статье 15 Закона о защите конкуренции (выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов) количество принятых решений о наличии нарушений – 2,  количество выданных предписаний – 2, количество выполненных предупреждений, выданных по статьям 15 – 6;

- по статье 17 Закона о защите конкуренции (соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары) количество принятых решений о наличии нарушений – 6 (в 2020-1), количество выданных предписаний – 5.

 

Практика выявления и пресечения нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке

За отчетный период количество принятых решений о наличии нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции – 3, количество выданных предписаний – 2.

Виды нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде: необоснованный отказ в принятии показаний исправного узла учета газа, незаконное отключение индивидуального предпринимателя от газоснабжения, установление тарифов (цен) и взимание платы на услуги выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования (маневровые работы в пределах железнодорожной станции, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование), которые не установлены действующим законодательством.

Количество выполненных предупреждений, выданных по пунктам 3 и 5 статьи 10 Закона о защите конкуренции – 5.

Пример одного из дел, возбужденных и рассмотренных в 2019 году  по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление АО «Металлоторг» на действия ООО «Промжелдортранс», связанные с необоснованным повышением цен и тарифов на услуги, выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, а также использовании цен и тарифов которые не установлены действующим законодательством.

По результатам рассмотрения, Управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Промжелдортранс».

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России, своим Решением о признала действия ООО «Промжелдортранс», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов (цен) и взимании платы на услуги выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования (маневровые работы в пределах железнодорожной станции, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование), которые не установлены в установленном законодательством порядке, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2019 году возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которого выявлено нарушение антимонопольного законодательства и пресечен акт недобросовестной конкуренции путем выдачи предписания об устранении нарушения.

Также за отчетный период выдано одно предупреждение о прекращении действий нарушающих добросовестную конкуренцию.

Пример возбужденного и рассмотренного дела по признакам нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило заявление ООО Глазная клиника «Ленар»  на действия ООО «Медицинский центр «ТРИ-3» при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» с использованием словесного товарного знака «ЛЕНАР» нарушающие, по мнению заявителя, нормы антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

Рассмотрев материалы дела Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, что действия ответчика при осуществлении рекламной кампании «Конкуренты» с демонстрацией рекламного объявления №М-7307530845 в заголовке которого было использовано слово/словосочетание с использованием слова «ЛЕНАР» привело к созданию смешения с услугами, вводимыми ООО Глазная клиника «Ленар» в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в связи с чем ООО «Медицинский центр «ТРИ-3» признано нарушившим пункт 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

 

Статья 15 Закона о защите конкуренции. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции

В 2019 году Управлением рассмотрено 5 материалов по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с требованиями закона, в определенных случаях при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом выдается предупреждение об устранении нарушений без возбуждения дела и без последствий в виде привлечения к административной ответственности, однако, в случае неисполнения предупреждения – дело возбуждается и рассматривается в установленном порядке.

В 2019 году Управлением были  выявлены ряд нормативных правовых  актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, противоречащие нормам антимонопольного законодательства. По результатам направления предупреждений об устранении нарушений, акты, противоречащие антимонопольному законодательству, были изменены и приведены в соответствие с установленными требованиями.

Так, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ГКУ «Кабардино-Балкарский центр ветеринарной медицины», выразившихся в повышении тарифов на услуги по предубойному и послеубойному осмотру, ветеринарной экспертизе тушек птицы, кролика и взимания платы по предубойному и послеубойному осмотру, ветеринарной экспертизе в совокупности в случаях, не предусмотренных законодательством, признаков нарушения пунктов 2, 9  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление ФАС России по КБР выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, путем приведения Прейскуранта на платные ветеринарные лечебно-профилактические и консультационные услуги, оказываемые ГКУ «Кабардино-Балкарский центр ветеринарной медицины» в соответствие с действующим законодательством и прекращения взимания платы за указанные виды услуг.

Указанное предупреждение было исполнено в полном объеме из Прейскуранта ГКУ «Кабардино-Балкарский центр ветеринарной медицины» были исключены платные услуги не соответствующее действующему законодательству

 

Статья 17 Закона о защите конкуренции. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары Статья 18.1 Закона о защите конкуренции

Со времен проведения земельной реформы 1991 года и передачи части земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам прошло уже более двух десятков лет, соответственно за этот период было внесено ряд изменений  в законодательство Российской Федерации и регионов. Однако совершенствование земельного законодательства в теории не исключает множество вопросов правоприменительного характера.

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является  рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам. Жалобы и заявления о нарушении порядка проведения торгов и антимонопольного законодательства при проведении торгов по продаже и по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют около 70 % поступающих в Кабардино-Балкарское УФАС России обращений по вышеназванному направлению деятельности (статья 15, статья 17, статья 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков,  а также торги при реализация имущества должников в порядке установленном Федеральным законом №127 «О несостоятельности (банкротство)».

Указанные действия не только нарушают антимонопольное законодательство, но и влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая была введена с 05.01.2016 специально для привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений при нарушении процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов (что является нарушением п.19 ст.39.11 ЗК РФ);

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах (п.21 ст.39.11 ЗК РФ);

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством (ст.39.8 ЗК РФ);

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований (п.1- 2 ст.39.12 ЗК РФ);

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах (п.8 ст.39.12 ЗК РФ);

- нарушение порядка определения победителей торгов (п.17 ст.39.12 ЗК РФ).

 

Аналитическая деятельность Управления

Одним из важных направлений деятельности Управления в целях защиты конкуренции, при определении лиц, занимающих доминирующее положение на том или ином товарном рынке, рынке работ или услуг также является проведение исследований конкурентной среды. Целью исследования является анализ и оценка состояния конкурентной среды на соответствующих рынках, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства. Проведение анализа занимает длительный период времени, так как в исследование должны включаться все обязательные сведения о хозяйствующих субъектах на том или ином рынке.

В 2019 году Управлением в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019 год, осуществлены следующие анализы: Анализ состояния конкурентной среды

на розничном рынке автомобильного бензина в КБР, анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в КБР, анализ розничного рынка электрической энергии (мощности), анализ  состояния конкуренции на рынках услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным, межрегиональным маршрутам в Кабардино-Балкарской Республике, анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя в городском округе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по убою скота в Кабардино-Балкарской Республике.

В результате проведенного анализа  состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильного бензина в Кабардино-Балкарской Республике  установлено следующее: рынок имеет высокую степень монополизации. Конкуренция не настолько высока, чтобы противодействовать ценовой политике крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Дефицита АЗС  на  рынке розничной реализации автомобильных бензинов в Кабардино-Балкарской Республике не наблюдается, данный рынок является очень привлекательным для новых участников.

У большинства  независимых операторов - участников розничных рынков реализации нефтепродуктов нет необходимых финансовых ресурсов для осуществления подобных стратегий развития АЗС. 

Поэтому в основном происходит развитие крупных хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов за счет строительства новых АЗС, модернизации старых АЗС и  поглощения (путём покупки) АЗС, принадлежащих мелким участникам, которые не могут конкурировать в жестких условиях рынка. Можно говорить о том, что количество АЗС крупных компаний в общем количестве АЗС за исследуемый период растет, есть основания для предположения о расширении сети АЗС крупных компаний  и за счет поглощения мелких, и за счет строительства новых.

Состояние конкурентной среды на региональном рынке розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 на территории Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией. С приходом на рынок нового крупного розничного продавца в лице   ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» (ВИНК ОАО «ЛУКОЙЛ) позиции ОАО «НК «Роснефть»-КБТК» (ВИНК ОАО «Роснефть), а также ООО «Хасми», занимавшего доминирующее положение по реализации всех марок автомобильных бензинов были утрачены. По результатам проведенного исследования, на розничном рынке реализации автомобильных бензинов за период с 01.01.2018г.  по 31.12.2018г. выяснилось, что на данном товарном рынке не произошло кардинальных изменений участников рынков, а также  долей хозяйствующих субъектов.

 

В результате проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке реализации дизельного топлива установлено следующее: рынок имеет высокую степень монополизации. Конкуренция не настолько высока, чтобы противодействовать ценовой политике крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Дефицита АЗС  на  рынке розничной реализации дизельного топлива в Кабардино-Балкарской Республике не наблюдается, данный рынок является очень привлекательным для новых участников.

У большинства  независимых операторов - участников розничных рынков реализации дизельного топлива нет необходимых финансовых ресурсов для осуществления подобных стратегий развития АЗС. 

Поэтому в основном происходит развитие крупных хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива за счет строительства новых АЗС, модернизации старых АЗС и  поглощения (путём покупки) АЗС, принадлежащих мелким участникам, которые не могут конкурировать в жестких условиях рынка. Можно говорить о том, что количество АЗС крупных компаний в общем количестве АЗС за исследуемый период растет, есть основания для предположения о расширении сети АЗС крупных компаний  и за счет поглощения мелких, и за счет строительства новых.

Состояние конкурентной среды на региональном рынке розничной реализации дизельного топлива  на территории Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией. С приходом на рынок нового крупного розничного продавца в лице   ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» (ВИНК ОАО «ЛУКОЙЛ) позиции ОАО «НК «Роснефть»-КБТК» (ВИНК ОАО «Роснефть), а также ООО «Хасми», занимавшего доминирующее положение по реализации дизельного топлива были утрачены. По результатам проведенного исследования, на розничном рынке реализации дизельного топлива за период с 01.01.2018г.  по 31.12.2018г. выяснилось, что на данном товарном рынке не произошло кардинальных изменений участников рынков, а также  долей хозяйствующих субъектов.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в Кабардино-Балкарской Республике за 2018 год был определен хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на этом товарном рынке в лице ООО «Лукойл-Югнефтепродукт».

 

По результатам исследования рынка услуг по теплоснабжению на территории г.о. Нальчик установлено, что на рынке услуг по теплоснабжению на территории городского округа Нальчик конкуренция отсутствует, в связи с наличием единственного участника товарного рынка со 100% долей рынка теплоснабжения – МУП «Нальчикская теплоснабжающая компании» (360015, КБР, г. Нальчик, ул. Киримова,1).

МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» осуществляет деятельность по теплоснабжению конечных потребителей на территории г.о. Нальчик. Услуги по теплоснабжению, оказываемые хозяйствующим субъектом конечным потребителям включают полный цикл:  производство, передача и сбыт тепловой энергии, без каких-либо посредников между генерирующей компанией и потребителями тепловой энергии. Эта схема теплоснабжения, результат заключенного договора аренды магистральных и распределительных тепловых сетей, а также некоторых основных средств с государственной компанией ОАО «Теплосервис». Также МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» является юридическим лицом с собственным обособленным имуществом, единственным учредителем которого является муниципальное казенное учреждение «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик и располагается по адресу:  360015, КБР, г. Нальчик, ул. Киримова, 1. В соответствии с п.2.1 Устава, целью создания МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» является осуществление деятельности для удовлетворения общественных потребностей в обеспечении тепловой энергией  и получение  прибыли. Согласно п. 2.2 Устава МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания», основным видом деятельности  МУП является: производство, передача, распределение и реализация пара и горячей воды для нужд потребителей.

По результатам исследования рынка услуг по теплоснабжению на территории г.о. Нальчик было установлено, что МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» занимает долю равную 100%  всего товарного рынка.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что рынок  услуг по теплоснабжению на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, по итогам работы за 2018 год, относится к рынку с высоким уровнем концентрации, конкуренция на данном рынке отсутствует.

 

По результатам исследования рынка услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным, межрегиональным маршрутам в Кабардино-Балкарской Республике установлено следующее.

В соответствии с постановлением Главы КБР от 29.12.2017 №156-РГ «Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике на 2017-2018 годы» рынок услуг перевозки пассажиров наземным транспортом включен в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике.

По состоянию на 01.04 2019г. к обслуживанию 130 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок привлечено 16 перевозчиков, в том числе 1 государственное предприятие ГУП «Каббалкавтотранс-1438», 3 муниципальных предприятий (МП ММР «ПАП», МУП «Чегемское ПАТП», МУП «Терекавтотранс», обслуживающих самостоятельно 17 межмуниципальных маршрутов.

Муниципальные маршруты обслуживают 128 перевозчиков, в том числе 106 индивидуальных предпринимателей, 22 юридических лица (1 государственное предприятие в г. Нальчик, 3 муниципальных в Урванском м.р., Терском м.р. и Майском м.р.).

Для дальнейшего развития конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок Кабардино-Балкарской Республики необходимо:

- предоставление автотранспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с организацией перевозок пассажиров на муниципальных (районных) маршрутах,

- проведение мероприятий по восстановлению  дорог в сельских районах. 

 

По результатам исследования рынка услуг по убою скота в Кабардино-Балкарской Республике установлено следующее.

В 2017-2018 годах на рынке услуг по убою скота осуществлял деятельность один хозяйствующий субъект – ООО «Нальчикский мясокомбинат «Райян». Рынок услуг по убою скота в Кабардино-Балкарской Республике относится к рынку с неразвитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.

Многие сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности - ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др., крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения на убой скота своего хозяйства иных убойных предприятий не привлекают, услуги по убою не оказывают. 

Группы лиц, действующие на данном рынке отсутствуют.

Рынок услуг по убою скота в Кабардино-Балкарской Республике относится к рынку с неразвитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.

Географические границы товарного рынка не совпадают с административными границами Кабардино-Балкарской Республики, что позволяет отнести анализируемый рынок к межрегиональному.

Основными препятствиями развитию конкурентной среды на рынке услуг по убою скота являются значительные капиталовложения при осуществлении деятельности, сроки окупаемости капиталовложений и отсутствие эффективной поддержки отрасли, ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов.

Таким образом, для развития конкуренции на рынке услуг по убою скота в Кабардино-Балкарской Республике и вхождения на него новых хозяйствующих субъектов необходимо привлечение инвестиционных ресурсов, так как ведение деятельности на данном товарном рынке требует значительных капиталовложений как при расширении деятельности, так и при организации нового производства. Так же необходима разработка системы государственной поддержки, которая бы предусматривала компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых мясоперерабатывающих комплексов, обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий, повышения уровня качества кадровых ресурсов.

Для развития конкуренции на рынке услуг по убою скота необходимо привлечение новых субъектов хозяйствования, в том числе малого и среднего  предпринимательства и оказание вновь вошедшим на рынок производителям государственной поддержки, например, в виде снижения налога на прибыль на определенное время для укрепления и наращивания производства.

Расширение ассортимента, повышение качества и снижение себестоимости продукции за счет внедрения современных инновационных технологий в систему производства, хранения и переработки продукции, возможность максимальной загрузки производственных мощностей, обеспечит выпуск конкурентноспособной продукции и послужит развитию конкуренции на рынке услуг по убою скота не только на территории Кабардино-Балкарской Республики, но и на межрегиональных рынках сбыта.        

 

Практика по выявлению административных правонарушений в сфере антимонопольного законодательства и привлечению к административной ответственности

В 2019 году Управлением по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении. (в 2020 - 5)

Выдано постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 3 219 тыс.руб. (в 2020 – 100 тыс.руб.)

Взыскано административных штрафов (с учетом оплаченных штрафов за прошлый период) на общую сумму  2 651,4 тыс. руб.

 

Контроль рекламной деятельности

В 2019 году возбуждено и рассмотрено 24 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. (в 2020 - 3)

Выдано и исполнено 24 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В отчетном году Управлением по результатам рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства возбуждено, и рассмотрено 24 дела об административных правонарушениях.

Выдано постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 334 000 руб.

Взыскано административных штрафов (с учетом оплаченных штрафов за прошлый период) на общую сумму 332 000 рублей.

Выдано в порядке административного производства 17 предупреждений.

Пример рассмотренного и возбужденного дела по факту нарушения Закона о рекламе.

В УФАС России по КБР поступило обращение Южного главного управления  Центрального банка Российской Федерации  о том, что на одной из улиц города Нальчика  на фасаде здания, размещена наружная реклама микрофинансовой организации, где рекламировались возможность получения займа.

Управление по результатам рассмотрения дела, вынесло решение о том, что реклама хозяйствующего субъекта о возможности получения займа не соответствует части 14 статьи 28 Закона о рекламе, так как отсутствует информация обо всех условиях финансовой услуги. Реклама была признана ненадлежащей и выдано предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе.

 

Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями

За период 2019 года было обжаловано 9 решений и предписаний Управления, из них судом признаны действительными в полном объеме шесть решений и предписаний антимонопольного органа, принятых в отчетном и предыдущих периодах, три решения и предписания антимонопольного органа на стадии судебного рассмотрения.

Пример по обжалованию решений и предписаний антимонопольного органа, по которым судом принято решение об отказе в удовлетворении требований заявителя:

В адрес Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике поступила жалоба ООО «Центр питомник» на действия Организатора торгов МУ «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» (далее – организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды на земельный участок.

Жалоба была рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Центр питомник» обжаловало  действия организатора торгов по непринятию мер по поданной заявке, т.е в бездействии МУ «Комитет по управлению имуществом Баксанского муниципального района» по рассмотрению поданной заявки на участие аукционе.

По результатам анализа имеющиеся доказательств, Комиссия Управления признала неправомерным бездействие Организатора торгов по регистрации заявки и дальнейшем ее рассмотрения.

Комиссией Управления решено выдать Организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения аукциона, а так же аннулирования результатов торгов.

Решение и Предписание Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по делу №007/01/18.1-132/2019 было обжаловано в арбитражный суд КБР.

Решением Арбитражного суда КБР от 24.10.2019г. по делу №А20-3164/2019 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, судебным Решением по делу №А20-3164/2019 организатору торгов было отказано в удовлетворении заявленных требований, решение и предписание Управления оставлены в силе.

 

Контроль в сфере закупок Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».

 

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок.

В 2019 году в Управление поступило 430 жалоб  на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсной, аукционной, котировочной комиссий (в 2020 году- 70)  . Рассмотрено жалоб – 270 (в 2020 году – 70). Возвращено жалоб – 119 (в 2020 году – 3), отозвано заявителями – 41 жалоб (в 2020 году –16), признано жалоб обоснованными – 100 (в 2020 году – 20), признано жалоб необоснованными – 170 (в 2020 году – 31).

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности за нарушение требований законодательства в сфере закупок

В 2019 году Управлением рассмотрено 161 административное дело за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе (в 2020 году- 78). Из них:

- прекращено – 7,

- вынесено постановлений о наложении штрафа – 154 (в 2020 году - 78),

- наложено штрафов на сумму – 1 682 тыс. руб. (в 2020 году  – 982 тыс.руб.),

- взыскано  – 1 642 тыс. руб. (в 2020 году – 300 тыс. руб.)

Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные статьей 7.30 КоАП РФ, в том числе: отказ в допуске к участию в торгах, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе, нарушение порядка отбора участников конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (часть 2 статьи 7.30 КоАП), утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП), нарушение условий государственного или муниципального контракта (статья 7.32 КоАП).

Также имели место нарушения при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика, подрядчика, исполнителя (статья 7.29 КоАП).

 

Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере закупок

В 2018 году в Арбитражный суд КБР было обжаловано пять ненормативных - правовых актов (решения (предписания), вынесенных в результате рассмотрения жалоб участников закупок на действия государственных заказчиков). Окончательный судебный акт на конец отчетного периода не принят по двум делам, по трем делам заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований, принят окончательный судебный акт в пользу Управления.

 

Контроль соблюдения требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ (далее – Закон о торговле), вступившего в силу 28 декабря 2009 года (статьи 9, 13-15), возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Управлением было рассмотрено дело о нарушении ФГУП «Калужское» пункта 5 части 1 статья 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По результатам  рассмотрения Комиссия выдало ФГУП «Калужское» ФСИН России Решение и Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Указанное решение было обжаловано в судебном порядке. При этом суды трех по делу №А20-1705/2019 подтвердили законность Решения и Предписания УФАС по КБР.

По итогам рассмотренного дела, ФГУП «Калужское» ФСИН России привлечено к административной ответственности и наложен штраф в размере 1 500 тыс.руб.

 

Кроме контрольной и надзорной деятельности, Управлением проводится много мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в рассмотренных сферах.

 

Взаимодействие с правоохранительными органами

В 2019 году Управление продолжило совместную работу с правоохранительными органами республики, направленную на выявление и пресечение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, законодательства о рекламе, в том числе путем проведения совместных проверок.

Управлением рассматривались материалы дел, а также заявления, направленные в порядке взаимодействия из органов прокуратуры КБР (12 материалов), УФСБ России по КБР (16 материалов), а также МВД по КБР (4 материала). По результатам  рассмотрения материалов выданы предписания об устранении выявленных нарушений; виновные лица в установленном порядке  привлечены к административной ответственности.

С начала 2020 года представители Управления приняли участие, в том числе с докладами в 8 заседаниях межведомственных совещаний.

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Приоритетным направлением работы остается  взаимодействие со средствами массовой информации, разъяснение норм антимонопольного законодательства, целей и задач антимонопольной службы, освещение повседневной работы территориального управления.

В 2019 году Кабардино-Балкарским УФАС России были проведены:  пресс-конференция; даны интервью на радио и для местных  телеканалов; в республиканских СМИ (газеты на кабардинском, балкарском и русском языках) о деятельности Кабардино-Балкарского управления ФАС России было опубликовано 13 материалов, в том числе интервью с  сотрудниками Управления. С начала 2020 года эта деятельность также активно продолжается, так, уже проведена 1 пресс-конференция, опубликовано -     4 материала; прошло 3 интервью на радио, а также 6 телевизионных сюжетов с участием представителей Управления.

Сотрудники Управления принимали активное участие в работе совещательных органов. Так, руководитель Кабардино-Балкарского управления и его заместители в 2019 году выступили с докладами семинарах и совещаниях, организованных Правительством, министерствами Кабардино-Балкарской Республики, ведомствами и службами региона. 

В рамках мероприятий по профориентации и адвокатированию конкуренции среди детей и молодежи, на базе кафедры «Конкурентного права и антимонопольного регулирования» Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова проведены «Дни открытых дверей в Управлении» для школьников и студентов; «Уроки конкуренции» в школе. В этом году, в феврале, также прошли Дни открытых дверей в Управлении, посвященные Неделе Науки в Российской Федерации.

При УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с новыми правилами образован на конкурсной основе и осуществляет свою работу Общественный совет, за период 2 полугодия 2019 года проведено 2 заседания. Предметом обсуждения явились следующие вопросы:

- реализация положений Национального плана развития конкуренции ФАС России и Управления ФАС России по КБР;

- реализация положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. Работа Управления ФАС России по КБР по внедрению антимонопольного комплаенса в КБР;

- применение норм Земельного Кодекса РФ муниципальными образованиями КБР. Задачи Управления ФАС России по КБР по профилактике и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в сфере земельных правоотношений.

В 2019 году продолжили свою работу экспертные советы:  Экспертный совет по рекламе -  проведено 2 заседания и Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг - проведено 2 заседания.

В Управлении действует «горячая линия» - телефон для обращений граждан по интересующим их вопросам. На сайте Управления функционирует раздел «обратная связь», благодаря которому жители республики имеют возможность  задать свои вопросы по направлениям деятельности Управления.

 

Цели и задачи Управления на 2020 год

Помимо основных функций и полномочий, возложенных на антимонопольную службу, в 2020 году будет проводиться ряд мероприятий направленных на исполнение важного для развития конкуренции и  поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации  документа – Указа Президента Российской федерации от 21.12.2018 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Управление ФАС России по КБР совместно с Министерством экономического развития КБР является координатором по принятию мер, направленных на создание во всех органах исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики антимонопольного комплаенса.

В установленные сроки органами исполнительной власти региона внесены соответсвующие изменения в Положения об их деятельности, определены ответственные должностные лица. Кроме того, во исполнение поручения Президента России Путина В.В. (заседание Государственного совета по вопросам развития конкуренции от 05.04.2018), Управлением совместно с Минэкономразвития Кабардино-Балкарской Республики  в феврале 2019 года организован   и проведен семинар - совещание по вопросам реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618, в части создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации; кроме того, в ходе совещания, всем органам местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики также было рекомендовано внедрить систему антимонопольного комплаенса. Проблемы при внедрении антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти нашего региона и органах местного самоуправления в основном сводятся к информационному обеспечению и решаются в рабочем порядке, путем доведения Управлением соответствующей интересующей информации до сведения указанных органов.

Федеральной антимонопольной службой России (поручение от 13.06.2019г. №МЕ/49839-ПР/19) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019г. №Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 №2) перед территориальными органами ФАС России поставлена задача по усилению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (программ) по закупкам, осуществляемым в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработаны 12 национальных проектов (программ): «Демография»; «Здравоохранение»; «Образование»; «Жилье и городская среда»; «Экология»; «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; «Производительность труда и поддержка занятости»; «Наука»; «Цифровая экономика»; «Культура»; «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; «Международная кооперация и экспорт».

Указанные национальные проекты, в свою очередь, состоят из 67 федеральных проектов, в 51 из которых Кабардино-Балкарская Республика принимает участие.

Во исполнение названных поручений Управление ФАС России по КБР, в том числе с представителями Министерства экономического развития КБР, регулярно проводит рабочие встречи и семинары-совещания с государственными и муниципальными заказчиками в целях разъяснения актуальных вопросов реализации мероприятий, направленных на выполнение положений национальных проектов, в которых принимает участие наш регион. Так, были внесены соответствующие предложения о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (программ), строгом соблюдении сроков проведения закупочных процедур, а также соблюдении требований антимонопольного законодательства в ходе проведения торгов. По поручению ФАС России, Управлением ФАС России по КБР ежемесячно проводятся внеплановые проверки по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов и своевременно устраняются выявляемые нарушения.

Приложенные файлы
Доклад_К._Г._Пшиншева-1589465183.docx (48,9 КБ)
Наверх