Доклад Руководителя УФАС по КБР - Пшиншева Казбека Галимовича, по вопросам правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий, проводимых ФАС России за IV квартал 2017 года
11 января 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД    руководителя Управления Пшиншева К.Г.   25.01.2018

 

Организация и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органа государственного контроля (надзора) осуществляется в рамках  приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», в соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений на календарный год.

Уведомление заинтересованных лиц о проведении публичных обсуждений размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в социальных сетях Управления. Приглашения принять участие в проводимых сегодня публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности УФАС по КБР направлено более 150 заинтересованным организациям и учреждениям. Кроме того, доступ на публичные обсуждения является открытым, в связи с чем, мы рады видеть всех, изъявивших желание присутствовать на данном мероприятии.

Для лиц, впервые посетивших наше мероприятие, кратко оглашу основные сведения о Программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности», на основании чего ежеквартально контрольно-надзорные органы (среди которых: ФАС России, МВД России, МЧС России, ФНС России,  Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование, Роструд, Ространснадзор, Ростехнадзор, Росавиация, ФТС России, Росрыболовство) проводят публичные обсуждения своей деятельности:

- Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации до 2025 года.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.

 

Кураторы проекта: Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской федерации – Приходько Сергей Эдуардович,  Министр Российской Федерации – Абызов Михаил Анатольевич, Руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации – Носков Константин Юрьевич.

Руководство проектом осуществляют: Министерство юстиции РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Минкомсвязь РФ,

Соисполнители:  Генеральная прокуратура Российской Федерации;

Общественные объединения предпринимателей: ОПОРА России, Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата  РФ, отраслевые объединения;

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов;

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации – проектный офис (координация программы).

Целевые показатели реформы контрольно - надзорной деятельности заключаются в следующем:

1. Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) (-50%).

2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (-30%).

3. Снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (-50%).

4. Повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций (+ 200%).

 

Проводимые УФАС по КБР публичные обсуждения можно назвать мероприятием в формате открытого диалога между контролирующим органом и подконтрольными ему хозяйствующими субъектами, направленное на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего антимонопольного законодательства, законодательства о торгах и рекламного законодательства.

Сегодня предметом обсуждения будет контрольно-надзорная деятельность Управления за период 4 квартала 2017г.: обсудим основные виды нарушений действующего законодательства в названных сферах контроля, актуальные изменения в законодательстве и правоприменительную практику антимонопольного органа.

 

О регламенте Публичных обсуждений:

С основным докладом выступлю я – руководитель Управления Пшиншев К.Г. В своем выступлении остановлюсь на основных моментах и итогах деятельности Управления за период 4 квартала 2017г. Хочу обратить ваше внимание, что в полном объеме доклад размещен на сайте Управления вместе с иной информацией о проведении публичного обсуждения.

Вторая часть будет дополнена докладами моих коллег – по основным направлениям деятельности и будет посвящена рекомендациям по соблюдению обязательных требований законодательства.

По Регламенту время  моего выступления займет около  40 минут, заместителей по 20 минут.

После доклада, согласно повестки дня мероприятия, предлагаем выступить представителям организаций, которые осуществляют взаимодействие с УФАС по КБР (до 10 минут).

Затем, в случае наличия вопросов, мы пообщаемся с вами по актуальным проблемам применения антимонопольного законодательства (15 минут).

Напомню, свои вопросы вы можете готовить заранее: направлять их в Управление, размещать на страничках Управления в соц.сети в интернете, или представить их на очередное публичное обсуждение.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Кабардино-Балкарское УФАС России, Управление) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы.

Деятельность УФАС России по КБР, как и ФАС России в целом направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг, в том числе сбалансированности их качества и цены. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

УФАС России по КБР осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

Функции ФАС довольно обширны и содержатся в нескольких нормативных актах, например:

 Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 №135-ФЗ).

 Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, Закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

 Осуществление надзора при проведении государственных закупок (Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

 Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

 Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Во исполнение возложенных полномочий Управление имеет право на: -  возбуждение и рассмотрение дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства;

- выдачу предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции;

- выдачу органам власти (исполнительным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции;

-  возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обращение с иском в арбитражные суды, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.

- проверку соблюдения антимонопольного законодательства всеми предприятиями, организациями, юр. и физ. лицами

- а также иные полномочия, указанные в нормативных актах.

Слайд № 2  (Статистика нарушений в сфере контроля антимонопольного законодательства)

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,  органами государственной власти и иными лицами.

Согласно статистике Управления, по сравнению с 4 кварталом 2016 года, в 4 квартале 2017 года снизилось количество обращений и соответственно количество рассмотренных заявлений в порядке статей  10, 11, 14.1-14.8, 15, 17, 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Практика применения статьи 10 Закона о защите конкуренции

Нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленные в ходе рассмотрения обращений: необоснованное применение нормативов при расчете за поставленные энергоресурсы; незаконные действия ресурсоснабжающих предприятий, направленные на ограничение потребления энергоресурсов;  несвоевременное представление документов для расчета тарифов за подключение к электросетям.

        ПРИМЕРЫ:

 1. В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление директора ООО на действия Кабардино-Балкарского филиала Публичного Акционерного Общества «МРСК Северного Кавказа», с жалобой на необоснованное отключение от электроснабжения автозаправочной станции.

        Для выяснения обстоятельств, изложенных в заявлении, Управление ФАС России по КБР в установленном порядке запросило в ПАО документы и сведения, послужившие основанием для отключения от электроснабжения автозаправочной станции.

         По результатам предварительного анализа представленных ПАО «МРСК Северного Кавказа» документов и сведений были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ      «О защите конкуренции», в связи с чем, было принято решение о возбуждении дела в отношении сетевой организации по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

         В рамках рассмотрения дела было установлено, что при проведении проверки прибора учета заявителя, ПАО  необоснованно рассчитало сумму за потребленную электрическую энергию расчетным способом на основании Акта проверки, в результате чего у Общества образовалась задолженность в сумме 94142 рубля. Данная задолженность не была погашена Обществом в связи с  незаконностью ее начисления. При проведении внеплановой проверки и составлении Акта о безучетном потреблении электрической энергии ПАО ненадлежащим образом исполнило функции по выявлению фактов безучетного потребления электроэнергии и оформлению актов безучетного потребления в отношении потребителей, как того требуют нормы Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», тем самым, злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило законные права и интересы потребителя ООО путем начисления задолженности расчетным способом и осуществлением полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Указанные действия ПАО «МРСК Северного Кавказа» при проверке автозаправочной станции, принадлежащей ООО, были признаны злоупотреблением доминирующим положением, результатом чего явилось ущемление законных прав и интересов потребителя ООО, и квалифицированы Комиссией Управление как нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом негативные последствия для ООО выразились в выставлении ему счета к оплате за электроэнергию, рассчитанного по мощности приборов потребления, вследствие ненадлежащим образом составленного акта о безучетном потреблении, а также возможности ограничения в адрес объекта принадлежащего потребителю поставки электроэнергии, что в свою очередь могло принести убытки хозяйствующему субъекту.

2.  Управлением рассмотрено заявление  ООО с жалобой на действия ООО «Газпром», связанные с необоснованным начислением сумм за газ по нормативу, при наличии исправного узла учета газа.

Согласно заявлению у ООО установлен узел учета газа который используется в качестве расчетного, расположен на территории общества и принадлежит ООО. В результате проверки ООО «Газпром» указало на наличие опуска (отвода) до узла учета газа к которому подключены три однорожковые горелки диаметром 15 мм. По результатам данной проверки был составлен акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа.

Далее поставщик газа составил расчет интенсивности отбора газа через несанкционированное подключение и произвел начисление объема газа  расчетным методом, что намного превышало сумму расчета по показаниям счетчика.

Комиссией Управления было установлено, что отраженные в акте обстоятельства не соответствуют действительности, и поставщик газа обязан был производить расчеты за поставленный газ на основании показаний узла учета газа.

Комиссия Управления признала действия ООО «Газпром», нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Практика применения статьи 15 Закона о защите конкуренции

За отчетный период рассмотрено 1 заявление по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано 3 Предупреждения (с учетом заявлений, поступивших в 3 квартале 2017 года) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции.

  Пример: 

          1. Управлением рассмотрено коллективное обращение жителей Урванского района по факту продажи земельных участков, расположенных в г.п. Нарткала.

В действиях МКУ «Местная администрация г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР» были усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые выразились в проведении аукциона по продаже земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в ведении местной администрации г.п. Нарткала, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении аукциона.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается.

Как следовало из информации, указанной в извещении о проведении аукциона, все земельные участки имели вид разрешенного использования «Магазины».

Поскольку основной вид разрешенного использования земельных участков, явившихся предметом аукциона, допускает строительство зданий, сооружений, и продажа земельных участков к случаям, указанным в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, и случаям проведения аукциона по продаже участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ, не относится, указанные земельные участки подлежали предоставлению путем проведения аукциона только на правах аренды.

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике предупредило МКУ «Местная администрация г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР» о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем устранения последствий такого нарушения, а именно: расторжения договоров купли-продажи земельных участков, заключенных по результатам проведения аукциона.

2. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) поступило обращение ООО по факту неправомерного предоставления местной администрацией сельского поселения Ульяновское Прохладненского муниципального района Хоз. Субъекту на праве аренды земельных участков общей площадью более 835га, расположенных в границах сельского поселения Ульяновское Прохладненского муниципального района, без проведения торгов.

В результате анализа обращения и представленных по запросам Управления документов установлено следующее.

Один хоз.субъект (ООО) -  уступило права и обязанности по своему договору аренды земельного участка другому хоз.субъекту (ЗАО)  путем заключения договора уступки прав аренды земельного участка.

Согласно пункту 7.2 договора аренды действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка. Действие договора аренды продлевается в случае заключения дополнительного соглашения к данному договору о его пролонгации, которое заключается за один месяц до истечения срока действия договора аренды.

 

Таким образом, договор уступки прав (цессии) в отсутствие дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды прекратил свое действие по истечении срока договора аренды.

Однако, местная администрация сельского поселения Ульяновское Прохладненского муниципального района предоставила ЗАО  земельный участок сроком на 7 лет без проведения торгов.

В силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ устанавливает общее правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи. В ходе рассмотрения обращения Управлением не установлено наличие законных оснований из указанных в части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ для предоставления земельных участков без проведения торгов.

На основании вышеизложенного, Управление выдало местной администрации Прохладненского муниципального района КБР предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по расторжению договоров аренды земельных участков заключенных с ЗАО.

 

 

Практика применения статьи 17 Закона о защите конкуренции

Нарушения статьи 17  Закона о защите конкуренции, выявленные в отчетном периоде: неразмещение извещения о проведении аукциона на официальном сайте РФ,  установление непредусмотренного земельным законодательствам «шага аукциона», неправомерный недопуск к участию в аукционе, установление непредусмотренных законодательством дополнительных требований к участникам аукциона, выставление земельного участка на аукцион с наличием обременения, сокращение срока приема заявок на участие в аукционе; необеспечение органами местного самоуправления равноправного доступа потребителей к ресурсам; заключение договора на новый срок или дополнительных соглашений к договорам аренды за пределами срока действия договоров без проведения публичных процедур; предоставление земельного участка на условиях, не предусмотренных условиями аукциона.

Тесно переплетается нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения дел в порядке статьи 17 и нарушения, выявляемые в ходе рассмотрения обращений в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Слайд № 3  Статистика нарушений в сфере контроля торгов, осуществляемого в рамках статьи 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»

Одним из направлений деятельности Кабардино-Балкарского

УФАС России в рамках предоставленных законодательством полномочий является  рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, а также контроль соблюдения антимонопольных требований к таким торгам в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Наибольшее количество жалоб поступает на неправомерные действия организаторов торгов при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Основными правонарушениями, допускаемыми организаторами торгов, являются:

- неразмещение в установленном порядке извещения о проведении торгов  (что является нарушением п.19 ст.39.11 ЗК РФ);

- размещение неполной или недостоверной информации о проводимых торгах (п.21 ст.39.11 ЗК РФ);

- включение в текст заключаемых по результатам торгов договоров условий, не предусмотренных действующим законодательством (ст.39.8 ЗК РФ);

- установление к участникам торгов и к подаваемым ими заявкам не предусмотренных законодательством требований (п.1- 2 ст.39.12 ЗК РФ);

- необоснованный отказ претендентам в допуске к участию в торгах (п.8 ст.39.12 ЗК РФ);

- нарушение порядка определения победителей торгов (п.17 ст.39.12 ЗК РФ).

        ПРИМЕРЫ:

1. Управлением рассмотрено обращение ИП по факту незаконных действий местной администрации сельского поселения Прохладненского муниципального района при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

 

В соответствии со статьями 22, 25, 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях рассмотрения поступившего заявления в местную администрацию сельского поселения был направлен запрос о предоставлении соответствующей информации. По итогам изучения и анализа, представленных заинтересованным лицом и органом местного самоуправления документов, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. 

 

Из протокола ведения аукциона следует, что на аукцион явились и были зарегистрированы все участники аукциона.

По результатам анализа пошагового хода аукциона, Комиссия Управления установила, что в нарушение требований законодательства, не был определен порядок проведения аукциона. Учитывая, что аукцион проводился молоточным способом, были нарушены последовательность шагов и порядок определения победителя аукциона.

Таким образом, действия аукционной комиссии по определению победителя аукциона нарушили пункт 17 статьи 32.12 Земельного кодекса РФ, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

 

    2. В Управление в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба гражданина  по факту неправомерных действий местной администрации Чегемского муниципального района при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка общей площадью более 20 000 квадратных метров.

Управление, установив, что жалоба заявителя была подана за пределами регламентированного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции десятидневного срока со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, приняло жалобу к рассмотрению в качестве заявления в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.

 

 По результатам изучения заявления и анализа представленных ответчиком по запросу Управления документов в действиях местной администрации Чегемского муниципального района были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся  в нарушении антимонопольных требований к торгам при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

 

В силу пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе,

- сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения),

- о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,

- о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).

Как следует из извещения, а также градостроительного плана земельного участка, являющегося предметом аукциона, а также подтверждается устными пояснениями представителя ответчика, земельный участок имеет основной вид разрешенного использования «для многоквартирной застройки».    Градостроительный     план земельного    участка    включает     в себя информацию о предельных (минимальных и    (или)    максимальных)  размерах  земельного участка и   предельных    параметров    разрешенного     строительства,

реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок,  в частности:

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений (1,0);

-  предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, сооружений (3,0);

- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как  отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (75,0).

Таким образом, в рассматриваемом случае в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство здания, сооружения, что предполагает включение в обязательном порядке в состав извещения о проведении аукциона всего объема сведений согласно пункту 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Между тем, извещение о проведении аукциона не содержало всей необходимой в соответствии с требованиями законодательства информации.

Отсутствие в составе извещения вышеуказанных сведений не позволяет заинтересованным лицам сформировать правильное представление о предмете аукциона и принять решение о целесообразности своего участия в аукционе, что в свою очередь привело или могло привести к ограничению числа потенциальных участников аукциона.

 

Слайд №__4___ Статистика по административным правонарушениям в сфере антимонопольного законодательства за 4 квартал 2017г.

Количество выданных постановлений о наложении административных взысканий увеличилась, а также увеличилась сумма наложенных штрафов. Однако учитывая, что срок по уплате штрафа увеличился, оплачено штрафов в указанном периоде меньше чем в прошлом году за такой же период, т.е. остались переходящие суммы.   

Слайд № 5  Статистика нарушений в сфере контроля рекламного законодательства за 4 квартал 2017г.

Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции также является важным направлением деятельности Управления.

Нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в основном выражаются в следующем:

  • распространение смс рекламы без согласия абонента. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- распространение рекламы финансовых услуг без указания лица предоставляющего эти услуги. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

  • распространение рекламы на знаке дорожного движения. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространения рекламы на знаке дорожного движения.

- незаконная реклама пива, алкогольной продукции и табака.

 

Слайд № 6-7   Наиболее часто выявляемые нарушения (Закон о закупках):

1.Утверждение документации о закупке с нарушением законодательства о контрактной системе:

Пример: В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).

Согласно сведениям ЕИС и документации об аукционе закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик, установил условие об ответственности в общем порядке установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042, при этом не учел, что для закупок  для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций Правилами установлены отличные требования, в частности, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Пример: Документация об аукционе предусматривает требование, о необходимости предоставления, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Федеральным законом от 31.12.2014г. №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» слова «места происхождения товара или наименование производителя» заменены словами «страны происхождения».

В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Требование, установленное заказчиком, о необходимости указания в первой части заявки на участие в аукционе «наименование производителя товара» является требованием к участникам закупки не предусмотренным Законом о контрактной системе, и расцениваются как дополнительное незаконное требование и нарушающее п.2 ч.1 ст.64 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.

2. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению с нарушением требований

Пример: Так, в силу ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно сведениям ЕИС (раздел «Разъяснение положений документации об электронном аукционе») поступили четыре (4) запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе на которые заказчик 30.12.2017г. дал разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием участников, от которых поступили указанные запросы.

В наименовании документов разъяснений положений документации об электронном аукционе указаны наименования юридических лиц, от которых поступили запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе («Ответ ООО » ).

Пример: Извещение противоречит документации об аукционе в частности, извещение не содержит запретов и ограничений для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как, документация об аукционе в п.п.7 п.18 информационной карты содержит требование к заявке о необходимости предоставления декларации о принадлежности к субъектом малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

3.Указание химических показателей товара,  показателей товара определяемых путем испытания, показателей товара которые могут быть известны только при производстве товара.

Пример: Правила описания объекта закупки предполагают описания путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.

Так, заказчик в документации об аукционе установил требование  по позиции  «Вода» «Окисляемость воды должна быть до 15 мг/л.».

Согласно ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия» окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.

По позиции «Портландцемент тип 1» по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Значение массовой доли ангидрида серной кислоты в цементе должно быть в диапазоне не менее 1,0 и не более 3,5 % по массе».

Согласно ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» значение массовой доли ангидрида серной кислоты в цементе определяются путем проведения испытаний.

По позиции «Смесь бетонная» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям - магнетит не более 10 %;  гидроксиды железа – не более 10 % ; апатит – не более 10 %; нефелин – не более 10 %; фосфорит – не более 10 %; уголь- не более 1%  объема, массы».

Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям можно определить путем проведения испытаний.

По позиции «Керосин технический» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Содержание серы от 1,0 %», что также определяется путем проведения испытаний.

4.Указание недействующих или несуществующих ГОСТов.  Пример: В требованиях по материалам документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию метрологии

ГОСТ 31173-2003 «Блоки дверные стальные. Технические условия» утратил силу на территории Российской Федерации заменен на ГОСТ 31173-2016 «Блоки дверные стальные. Технические условия»;

ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» заменен на ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»;

ГОСТ 6629-88 «Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкции» заменен на ГОСТ 475-2016 «Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия»;

ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код lPзаменен на ГОСТ 14254-2015 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код lP)»;

ГОСТ 617-90 «Трубы медные. Технические условия» заменен на ГОСТ 617-2006 «Трубы медные и латунные круглого сечения общего назначения. Технические условия»;

ГОСТ 5929-70 «Гайки шестигранные низкие класса точности А. Конструкция и размеры» утратил силу на территории Российской Федерации в 01.01.1972г.;

ГОСТ 12816-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см кВ.). Общие технические требования», ГОСТ 12815-80 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см кв.). Типы. Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей» и ГОСТ 12820-80 «Фланцы стальные плоские приварные на Ру от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см кВ.) Конструкция и размеры» заменены на ГОСТ 33259-2015 «Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинально давление PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования».

Следовательно, государственные стандарты установленные заказчиком в документации об аукционе,  применению на территории Российской Федерации не подлежат.

5. Использование при составлении описания объекта закупки показателей и значений не в соответствии с требованиями предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации,  то есть ГОСТ

Пример: В требовании по материалам документации об аукционе по позиции «Камни бортовые ГОСТ 6665-91» указано: марка  должна быть БВ 100.30.15. ширина  не менее 25 мм.  длина  не более 100    мм. высота  должна быть от 12 мм.

Согласно ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», исходя из условного обозначения камней, камни бортовые БВ 100.30.15 имеют длину 100 см, высоту 30 см и ширину 15 см.

Установленное требование к единице измерения к длине камней бортовых въездных БВ 100.30.15 «Не более 100 мм» противоречит ГОСТ 6665-91. Требование к ширине «Не менее 25 мм» и высоте «Должна быть от 12 мм» являются заведомо заниженными, что может ввести участников закупки в заблуждение.

По позиции «Гранит керамический тип 1 ГОСТ Р 57141-2016» требования по материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование область применения плиты должны быть напольные. Водопоглощение Менее 1 %. Согласно ГОСТ Р 57141-2016 «Плиты керамические (керамогранитные). Технические условия» водопоглощение плиток керамогранитных напольных (для устройства полов)» составляет не более 0,5%.

В требовании по материалам документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые материалы (товары) должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

 

Слайд №__8- 9  (общая картинка с названием Управления)

Кроме контрольной и надзорной деятельности, Управлением проводится много мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в рассмотренных сферах.

Взаимодействие Управления ФАС России по КБР с государственными и негосударственными структурами

Регулярная работа Общественно-консультативного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, а также Экспертных советов по финансовым рынкам и применению Закона «О рекламе»: в 4 квартале 2017 года состоялись заседания ОКС и Экспертных советов; на рассмотрение были вынесены наиболее актуальные проблемы, в том числе возникающие при рассмотрении Управлением поступивших обращений, как от физических, так и от юридических лиц. С учетом мнения членов ОКС и Экспертных советов вырабатываются конкретные предложения по решению актуальных вопросов в соответствующих сферах и в ряде случаев указанные предложения направляются в центральный аппарат ФАС для внесения дополнений или изменений в действующее законодательство в установленном порядке.

Участие в Межведомственных рабочих группах при Прокуратуре КБР по:  - выявлению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе, - по противодействию коррупции, - координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики, - защите прав предпринимателей.

Участие в межведомственной рабочей группе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по КБР и Министерства внутренних дел по КБР по обмену документами и информацией.

Участие в рабочих группах по осуществлению общественного мониторинга обоснованности повышения розничных цен на социально-значимые продовольственные и непродовольственные товары при Общественной палате КБР.

Взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в КБР, участие в заседаниях Правительства КБР.

Постоянное участие в работе совещаний Государственного комитета КБР по энергетике и тарифам; взаимодействие с Министерством промышленности и торговли КБР, Министерством экономического развития КБР.

Научная и преподавательская деятельность в Кабардино-Балкарском Государственном Университете им. Х.М. Бербекова

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, закона о рекламе, законодательства о естественных монополиях.

 Тесное взаимодействие со средствами массой информации, в том числе проведение пресс-конференций для СМИ.

Проведение открытых уроков в общеобразовательных школах и ВУЗах республики.

Проведение онлайн-конференций на сайте Управления.

Работа «горячей линии» и интерактивной формы «Обратная связь» на сайте территориального антимонопольного органа.

 

Таков краткий отчет о правоприменительной практике Управления за период 4 квартала 2017 года.

Следующее публичное обсуждение правоприменительной  деятельности Управления (за 1 квартал 2018) состоится в середине марта 2018года. Еще раз напомню, что вся информация о проведенных, и планируемых к проведению публичных мероприятий размещается на сайте Управления.

 

Приложенные файлы
doklad_publichnye_obsuzhdeniya_25.01.18_dlya_pressy-1519217859.docx (52,0 КБ)
Наверх