"Основные типовые нарушения Закона о контрактной системе" - доклад заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР Рамазана Гаева
13 марта 2020, 16:27
Тип документа:
Доклады

Основные типовые нарушения Закона о контрактной системе

 

Доклад заместителя руководителя –

начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР

Р. А. Гаева

Темы выступления:

  • отклонение заявки;
  • капремонт-согласие, смета, аукцион через 4 часа;
  • ПСД в полном объеме;
  • КТРУ-Коды ОКПД;
  • требования к первым частям;
  • химсостав, избыточные требования в техчасти;
  • ненадлежащая инструкция;
  • отчеты вовремя размещайте: отчет у СМП и СОНО до 1 апреля.

 

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП,СОНО до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах

Срок направления в реестр контрактов документов о приемке по контракту, например акта выполненных работ, товарной накладной, счета-фактуры. Документы нужно разместить в течение пяти рабочих дней с даты приемки. Если не разместить их или сделать это с опозданием, оштрафуют на 20 тыс. руб.

Неразместивших в ЕИС сведения об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены, а также разместивших в ЕИС с нарушением срока информацию об исполнении контракта, нарушают ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения.

 

 

В УФАС поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены необоснованным отклонением.

Согласно протоколу, заявитель отклонен на основании:  Участником указано время заряда батареи со словами "не более", а именно "Время заряда батареи не более 4 часов", т.е. данный показатель не конкретизирован.

Инструкция содержит ссылку на общее положение ст.66 Закона о контрактной системе (согласие и конкретные показатели).

Таким образом, инструкция не содержит положений особого порядка заполнения заявки с учетом максимальных и/или минимальных значений показателей, измененяемых и/или неизмененяемых значений, символов, знаков, союзов и т.д.

Более того, требования заказчика предполагают наличие функции или величины параметра согласно техническому заданию.  

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.

Комиссия  пришла к выводу, что действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащую инструкцию привели к необоснованному отклонению заявки и нарушают п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а действия аукционной комиссии нарушающими ч.1, 3, 4 и 5 ст.67 Закона о контрактной системе.

 

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. Заявитель считает документацию об аукционе составленной с нарушениями и противоречащей действующему законодательству. Согласно жалобе: описание объекта закупки по п. 1-3 составлено заказчиком без учета использования сведений, включенных в КТРУ и обязательных к применению; в нарушение п. 6 Правил использования КТРУ заказчик не включил в описание товара обоснование необходимости использования дополнительных сведений не включенных в КТРУ; Заказчик допустил нарушения Постановления Правительства № 341 от 15.04.2014г. путем не применения преференции и объединения в один лот товаров, включенных в Постановление и не включенных в него; заказчиком нарушен п. 2.2 Постановления Правительства №102 путем объединения в один лот товаров, включенных в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и не включенных в него; заказчик осуществляет закупку медицинских изделий, которые не могут быть применены, так объектом закупки выступает эндопротез бесцементной фиксации в количестве 54 штуки и эндопротез цементной фиксации в количестве 54 штуки, одновременно с этим количество закупаемого костного цемента составляет 108 штук, таким образом, заказчик не сможет использовать 54 дозы костного цемента для имплантации бесцементных эндопротезов .

Согласно сведениям ЕИС заказчиком установлен код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.22.110 «Суставы искусственные» для позиций 1-2 (Эндопротез т/б сустава с бесцементной фиксации и Эндопротез т/б сустава цементной фиксации) и код 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки» (Костный цемент  и Набор медицинский хирургический одноразовый, стерильный для операций на тазобедренном суставе).

Комиссией установлено, что костный цемент включен в КТРУ 20.03.2019г. с №32.50.50.190-00000466 с датой обязательного применения с 01.07.2019г., тогда как, заказчик выбрал неверный код 32.50.13.190.

При этом в соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки является поставка расходных материалов указанные в документации об аукционе, которые предусмотрены позицией КТРУ. Применение КТРУ для данной позиции обязательно с 01.07.2019г.

Таким образом, коды КТРУ в отношении позиций 1-3 технического задания утверждены. Датой обязательного применения указанных кодов КТРУ является 01.07.2019г., тогда как, заказчик допустил нарушения п. 4 Правил и не применил указанные КТРУ в описании объекта закупки.

В нарушение п. 6 Правил использования КТРУ заказчик не включил в описание обоснование необходимости использования дополнительных сведений не включенных в КТРУ.

Заказчик допустил нарушения Постановления Правительства № 341 от 15.04.2014 года путем не применения преференции и объединения в один лот товаров, включенных в Постановление и не включенных в него.

Заказчик допустил нарушение п. 2.2. Постановления Правительства от 05.02.2015 №102 путем включения в один лот товаров, включенных в Перечень (эндопротезов) и не включенных в данный перечень (костного цемента).

 

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе, ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно ч.1 ст.63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. Ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно сведениям ЕИС начальной (максимальной) ценой контракта является 3 255 074,75 руб., дата и время начала срока подачи заявок 21.02.2020г. 20:43, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе  28.02.2020г. 12:00.

На заседании Комиссии установлено, что 20.02.2020г. в 12:00 контролируемая информация по аукциону принята на контроль по ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе.

21.02.2020г. в 20:43 информация прошла контроль, извещение опубликовано в открытой части ЕИС.

Таким образом, заказчик сформировал документацию об аукционе 20.02.20г., следовательно, в случае прохождения контроля в указанный день и интеграции в открытой части ЕИС, срок приема соответствовал бы ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе (с 20.02.2020г. по 28.02.2020г.).    

Поскольку Закон о контрактной системе не регулирует порядка исчисления сроков, установленных этим Законом, применению подлежит порядок, установленный гражданским законодательством.

В соответствии со ст.19 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

В УФАС поступила жалоба на действия МКУ при проведении аукциона.

Приложением 1 к техническому зданию установлены, следующие требования к товарам:

- позиция 57 «Бетон тип 2»: класс бетона по прочности на сжатие В7,5 (М100); класс бетона по прочности на осевое растяжение Bt 0,8;1,2; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе Btb 1,2;1,6.

- позиция 70 «Блок оконный»: глубина внутреннего герметизирующего слоя стеклопакета на прямолинейных участках не менее 4 мм; глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета не должна быть <3 мм.

- позиция 71 «Камень бетонный бортовой»: радиус закругления лицевых граней камня бетонного бортового до 5 мм.

Анализ вышеуказанных требований позволяет прийти к выводу о том, что документация об аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров.

Указанные требования привели к ограничению количества участников закупки, из 5 поступивших заявок на участие в аукционе отклонено 4, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок.

 

В 2019 году, в рамках реализации 12-ти национальных проектов, российским государством было выделено значительное количество средств на развитие социально важных сфер. ФАС и ее территориальными ведомствами, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №Пр-907, осуществляется контроль за процедурой распределения данных средств, которая проходит на конкурентной основе с помощью проведения государственных закупок, осуществляемых в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этой связи антимонопольными органами ежемесячно проводятся инициативные внеплановые проверки по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов.

Государственным и муниципальным заказчикам Кабардино-Балкарской Республики необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (программ).

Приложенные файлы
Доклад_Р._А.__Гаева-1589464703.docx (24,2 КБ)
Наверх